search
main
0

НВП: воспитание или курс молодого бойца?

Патриотическое воспитание молодых граждан России – одна из важнейших проблем нашей страны. Ее решению, подготовке подрастающего поколения к выполнению конституционного долга защитников Отечества в учреждениях Минобразования может способствовать превращение начальной военной подготовки, которая сейчас проводится на добровольной основе с согласия учащихся и родителей, в обязательный предмет обучения.

Но было бы слишком наивно думать, что все проблемы военно-патриотического воспитания решатся вдруг, сами собой, как только будет принят законопроект, включающий соответствующие поправки в законы «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании». Вполне очевидно, что это не финишная черта, а лишь начало возрождения НВП в общеобразовательных учреждениях.

Возникает ряд вопросов: что думают о перспективе обязательной НВП те, для кого ее хотят ввести? Чего ждут от этого нововведения и как вообще себе представляют начальную военную подготовку школьники?

По мнению учителей нескольких московских школ, с которыми довелось побеседовать, введение НВП как обязательного предмета благоприятно скажется на образовательном процессе в целом, будет способствовать формированию у школьников национального самосознания. Представители старшего поколения высказываются за возвращение курсу НВП прежнего статуса, бытовавшего в советское время, объясняя свою позицию тем, что лишь при серьезном подходе, который имел место в то время, можно воспитать правильное отношение молодежи к военному делу и конституционному долгу. Юное же поколение не столь категорично. В его отношении к перспективе обязательной НВП заметны отголоски тех «страшилок», которыми пугают общественность противники начальной военной подготовки.

Немало споров идет и вокруг военных сборов учащихся. В отличие от школьников, посещающих воинскую часть в качестве наблюдателей, участники сборов получают возможность непосредственно вкусить армейской жизни, меняя родительский дом на казарму, а жизнь обыкновенного школьника на будни рядового солдата. Казалось бы, польза очевидна. Но и по этой проблеме нет единства мнений.

Если военное дело для юношей, пусть и в упрощенном, добровольном виде, существует и по сей день, то подготовка медсестер для девушек – нет. А между тем навыки оказания первой помощи в повседневной жизни – не последний по важности элемент безопасности жизнедеятельности, необходимый каждому человеку. Коль НВП станет общеобязательной дисциплиной, нужна ясность: девушек-школьниц будут учить тому же, что и юношей, или для них будет свой курс начальной военной подготовки?

Здесь, на мой взгляд, нужны различия. Ведь немало современных девушек мечтают о военной службе и, повзрослев, идут в силовые структуры, поступают в военные вузы. Но что бы ни говорили, не думаю, что когда-нибудь в армии будут «делать погоду» женские экипажи танков или бомбардировщиков, крейсеров или подводных лодок. У женщин в армии свое поле деятельности, свой круг воинских специальностей, в которых они могут проявить себя и сделать военную карьеру. Поэтому желательно, чтобы начальная военная подготовка девушек-школьниц отражала эту специфику военной службы прекрасной половины нашего общества.

Одна из положительных сторон НВП – воспитание у молодого поколения не только уважения к славным традициям нашего народа, Вооруженных Сил, но и дисциплинированности, способности подчиняться интересам и логике общего дела, так необходимых в современной жизни.

Но вот вопрос: будет ли все это интересно подросткам XXI века? Ведь ни для кого не секрет, что материальная база НВП в упадке. В большинстве российских школ хранятся наглядные пособия 30-, 40-летней давности, а уроки по ОБЖ, включая темы, посвященные основам военной службы, проводятся благодаря голому энтузиазму преподавателей, любящих свое дело. Недостаток финансирования сказывается не только на наглядных пособиях, а на качестве преподавания в целом. Отсутствие интересной, современной программы, построенной с использованием достижений информатизации, компьютерных технологий, с которыми большинство нынешних подростков на «ты», приводит к тому, что школьники воспринимают предмет как скучное времяпрепровождение. Немало ребят заявляют, что не знают, зачем им ОБЖ. Та же самая участь может постигнуть начальную военную подготовку после того, как она станет обязательной дисциплиной школьной программы. Поэтому возникает целый ряд резонных вопросов: как именно, какими методами и с помощью каких технологий будут обучать юношество НВП?

Еще одна проблема: приоритеты курса начальной военной подготовки. Чем станет она? Призванным сформировать первичные навыки солдата армейским курсом молодого бойца, в котором приоритет будет отдан «технологиям» солдатской науки? Или курсом воспитания патриота и гражданина, морально готового выполнять воинский долг, сознательно и добросовестно воспринимать солдатскую науку, когда станет в воинский строй?

Крайне важно понять, что у поколений отцов и детей в НВП абсолютно разные «стартовые позиции». Отцов с колыбели воспитывали в патриотическом духе, поэтому им в отрочестве уже не надо было объяснять, зачем защищать Родину. Среди их юных сыновей патриотами себя считает едва ли один из каждых четырех. Благодаря антиармейским кампаниям прошлого десятилетия немалое их число отрицательно относится к Вооруженным Силам и собственной перспективе военной службы, не говоря уж о тех, кто просто «косит» от армии. А насколько отличается состояние душ, настолько же должно быть различным содержание курса НВП.

Давайте согласимся: готовых рецептов эффективного воспитания патриотов в нашем обществе нет. Иначе вопрос не стоял бы так остро. Эти рецепты применительно к начальной военной подготовке еще предстоит найти. Ведь без них можно превратить государственной важности дело в показушный формализм, который вызовет у подростков аллергию к армии и военному делу.

На мой взгляд, принципиально важен вопрос: кто будет разрабатывать программу НВП? Если только образовательное ведомство без представителей Минобороны, она не будет отвечать потребностям военной организации Российского государства в молодом пополнении. Если же только военные – они могут неправильно оценить особенности современных школьников и возможности общеобразовательных учреждений. Нужна «золотая середина», заинтересованность и согласованная работа каждой из сторон, способная обеспечить интерес школьников к предмету и эффективность начальной военной подготовки.

Можно до бесконечности дискутировать о плюсах и минусах начальной военной подготовки в российских школах, но окончательное решение спора – за практикой. Оно будет в пользу НВП, если удастся найти верные, эффективные ответы на перечисленные и многие другие вопросы.

От редакции. Пока представители поколения отцов увлечены борьбой за и против начальной военной подготовки, как таковой, поколение детей прагматично ставит весьма злободневные вопросы о ее содержании. И с доводами нашей юной читательницы трудно не согласиться. Публикуя ее письмо, приглашаем всех наших читателей к разговору на тему: какой быть НВП?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте