search
main
0

Нужны универсалы

По заказу Министерства образования РФ была деканом математического факультета МПГУ Сергеем Ждановым, доцентом МПГУ Валентиной Шари, проректором Омского государственного педагогического университета Михаилом Лапчиком была разработана и одобрена на заседании президиума Совета учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования Примерная программа дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Сегодня эту программу называют поистине революционной. В чем ее революционность и почему она вызывает столь бурные дискуссии в вузовской педагогической среде, корреспондент «Учительской газеты» попыталась выяснить у одного из авторов – профессора Жданова.

– Сергей Александрович, чем ваша программа отличается от других разработанных, принятых и рекомендованных министерством для педагогических вузов?

– В стандарте по педагогическому образованию есть блок, где перечислены дисциплины, связанные непосредственно с конкретной профессией учителя как предметника (физика, химика и так далее). Так вот, дело в том, что раньше вещи, связанные с использованием ИКТ, попадали в основном в блоки предметной подготовки, а в блоках чисто педагогической подготовки они отсутствовали. Так что призывы применять информационные технологии очень долго оставались исключительно призывами и благими пожеланиями. Ответственность за овладение ИКТ будущим учителем, за уровень его подготовки в этой области ни один предмет на себя не брал, и о применении этих технологий непосредственно в процессе преподавания в школе разговора не шло. Наша программа предлагает научить каждого предметника – историка, географа, биолога и так далее – применять компьютерные и информационные технологии в процессе преподавания своего предмета, то есть переводит разговор в дело.

– Но в блоке естественно-научных дисциплин был курс «Информатика», и по логике студентов именно там должны были обучить азам компьютерной грамоты.

– Могу сказать, что вы частично правы, задавая такой вопрос. Смысл этого курса внутри естественно-математического блока дисциплин в том, что там действительно студенту давали навыки работы с этими технологиями. Но они никоим образом не были привязаны к будущей предметной профессии, они чисто абстрактно знакомили с различными технологиями. Поэтому студент, став учителем, никак не применял их в процессе преподавания предмета, не представляя себе, как это можно и нужно делать. Не случайно сегодня множество учителей под «применением компьютерных технологий в учебном процессе» понимают совершенно разные вещи. Поэтому цель нашего курса, появившегося в методическом блоке, заключается в том, что теперь мы можем вырабатывать общий язык, общий подход, общий взгляд на применение информационных технологий в учебном процессе по всем предметным линиям. Школьные преподаватели, которые обучают разным предметам, должны понять, каким может и должно быть общее педагогическое применение информационных технологий.

– Вы даете студентам прежде всего представление о том, что такое информатизация образования, но затем вам нужно переходить непосредственно к тем технологиям, которые будущий учитель должен использовать в своей работе. Получается, что вы воспитываете некоего технолога, между тем мы всегда говорили о том, что учитель должен быть прежде всего хорошим методистом. Не кажется ли вам, что возникает определенное противоречие между традиционным и инновационным подходами в педагогическом образовании?

– Вы знаете, я бы не стал педалировать слово «технология», хотя во многих формулировках при подготовке учителя оно и стоит на первом месте. Моя личная позиция: должна быть и технология, и методика, но нам надо идти не от технологии к методике, а, наоборот, от методики к технологии, подбирая технологии под методику. Тогда и традиции остаются в силе, и педагогический процесс не разрушается, и современные технологии органично входят в школьный процесс обучения. Сразу скажу, что такая позиция вызывает определенные возражения, часть педагогов убеждена, что нужно идти от технологии к методике. Но если компьютер не понимает ничего, кроме строчных записей, то, согласно позиции моих оппонентов, в этом случае, поскольку они предлагают идти от технологии, придется переделывать всю математику, отказываясь от красивых столбиков, формул и вырисовывая все в линеечку. Такого не будет никогда, поэтому нам предстоят жаркие споры перед тем, как найти общую позицию. Но я все-таки убежден, что методика диктует, какие технологии, в том числе компьютерные, нужно применять учителям в практической работе. Взаимодействие методистов и технологов – пока процесс сложный, хотя существует множество диссертационных работ, посвященных частным методикам, и практически в каждой довольно подробно описано применение информационных технологий в процессе преподавания предметов. Думаю, когда министерство будет реализовывать массовую переподготовку учителей по применению информационных технологий, произойдет естественный контакт методистов и технологов. Во всяком случае очень хочется на это надеяться.

– Человек, который должен обучать будущих учителей информационным технологиям, получается, должен быть и методистом, и технологом, и предметником. Где вы найдете таких вузовских преподавателей?

– Надо искать таких людей, потому что до сегодняшнего момента, я считаю, мы топтались на месте, каждый в своем закутке, и в результате не продвигались вперед. Универсалы были нам не нужны именно по этой причине. Сегодня они нам архинужны, их нужно отбирать, готовить, хотя этот процесс будет весьма труден. Мне будет интересно, как решат эту проблему в Омском и Воронежском педагогических университетах.

– Сегодня очень модно делать электронные учебники, в которые учителя включают то, чего не могут найти в учебниках обычных. По сути дела, каждый такой учебник – творческая разработка школьного учителя. По вашей программе предполагается научить будущего учителя этому трудному делу?

– Мы дадим каждому студенту представление о том, как можно сделать такой учебник, но вовсе не предполагаем, что каждый из них будет такой учебник делать.

– Давайте рассмотрим другую сторону проблемы: будут ли ваши студенты уметь отбирать электронные учебники, экспертировать предлагаемое с точки зрения дидактики, эргономики, психологии и педагогики?

– Этому мы их постараемся научить, в программе курса есть целый раздел, посвященный экспертным и аналитическим методам в оценке электронных средств учебного назначения. Учитель, безусловно, должен уметь не только пользоваться этими средствами, но и уметь отбирать их, оценивать. Кстати, отбирать и экспертировать гораздо важнее, чем пользоваться. Технологи – народ хитрый, пытающийся все свести к простым нажатиям кнопок, поэтому пользование – процесс довольно простой, если относиться к компьютеру как инструменту. Но учителю мало просто нажимать кнопки, ему нужно, чтобы информация учениками в определенном виде воспринималась и перерабатывалась, он должен учитывать особенности психики ребенка, то влияние, которое оказывают на него цветовые, звуковые сигналы, ему необходимо определенным образом выстраивать содержание процесса обучения.

– Часто приходится сталкиваться с позицией, когда проявляется вера во всесильные возможности компьютера у людей, хорошо освоивших работу на нем. Не боитесь ли вы, что ваши студенты, освоившие курс по новой программе, начнут применять компьютерные и информационные технологии в учебном процессе по поводу и без повода, повсеместно? Ведь дело может свестись к абсурдным вещам, когда учитель заставит ученика складывать 5 и 4 на компьютере, хотя это очень просто сделать и без него?

– На самом деле это очень сложный вопрос. Позиция министерства в том, что, после поставки нового оборудования, чем больше компьютерных и информационных технологий применяется в учебном процессе, тем больше отдача от этого оборудования. Опасность повсеместного и не всегда оправданного применения компьютерных технологий есть. Пока у нас нет процесса их широкого применения, она висит в воздухе, но может со временем стать реальной и довольно острой. Это может стать национальной катастрофой, но я надеюсь, что этого не произойдет.

– На чем основана ваша уверенность?

– На довольно парадоксальном обстоятельстве: при всей оправданной прагматичности нашего курса нам придется заставлять его внедрять, а на это потребуется время. За это время можно предугадать, что и как произойдет, и свести на нет весь возможный негатив.

– Почему вы говорите «заставлять»?

– Понимаете, я – информатик и должен радеть за корпоративные интересы. Однако вторгаюсь в иную сферу – в сферу предметной подготовки по другим учебным дисциплинам, что не может не вызвать неудовольствия у моих коллег. Кроме того, мы ведь должны искать часы на преподавание курса на факультетах, которые вынуждены будут перераспределять имеющиеся часы в нашу пользу, «прижимая» какой-то предмет. Пойдут ли на это филологи, историки, биологи, географы, химики, физики и так далее – большой вопрос. Но большинство педагогических вузов, я в этом уверен, потому что вел с ними переговоры, с пониманием относятся к этой проблеме. Многие ждали появления такого курса, разбираются, в чем смысл его введения, и знают, куда его поставить в сетке часов. Но найдутся такие вузы, которые посчитают, что это им не нужно. Я думаю, «часовые» вопросы каждый вуз должен решать сам, в зависимости от своих возможностей.

– Известно, что педагогические вузы всегда были готовы вводить новые курсы, но этому мешало отсутствие нужного оборудования. В вашем курсе перечислено все, что нужно для преподавания курса: специально оборудованные аудитории, компьютерные классы, персональные компьютеры, локальное сетевое оборудование, выход в интернет, различные технические и аудиовизуальные средства обучения. Это все – прекрасные мечты или имеющееся в вузах?

– Могу сказать, что в нашем университете есть все: приходите в наши прекрасные классы, работайте на современном оборудовании, свободно входите в интернет с помощью быстродействующих компьютеров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте