search
main
0

Нужны ли России одаренные дети? На этот вопрос отвечали на очередном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы»

​Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно» №548, член Общественной палаты РФ:- История со школой в Новосибирске нас всех потрясла. Это проявление идиотизма не только современного, но и прошлого. Самое страшное, что произошедшее противоречит словам президента (и прошлого, и нынешнего), чтобы не ограничивать людей, которые общаются с людьми, наличием педагогического диплома. Ситуация, кстати, достаточно типичная. Я знаком с одной школой, когда в кружок авиамоделирования был приглашен выпускник МАИ, его не хотели тарифицировать, так как у него не было педагогического диплома. Мы, судя по всему, пребываем в мире, где люди думают так: наличие педагогического диплома гарантирует умение общаться с детьми. Это иллюзия. Сейчас я смотрю на своих учителей математики, и самые продвинутые из них – это выпускники физмата МГУ. Хоть у нас в России нет прецедентного права, но этот инцидент, надеюсь, позволит наконец решить проблему.

Нет ничего лучше абсурдных ситуаций, они позволяют разрешать такого рода коллизии. Год назад заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко сказал, что они пересмотрят достаточно быстро все абсурдные нормативные акты недалекого прошлого и решат, что с ними делать. В новом же законопроекте сказано, что разнообразие видов школ дано на усмотрение региональной власти. Конечно, такие школы собирают одаренных, и тут вопроса два: как их выявлять и как с ними работать. И еще, что характеризует итог успешной работы с одаренными детьми?Взять за основу победы в олимпиадах? Но это не говорит о позитивном опыте работы с одаренными детьми. Я думаю, что прежде всего надо учителей научить распознавать это, потом уже и работать с такими детьми. Это сложно, ведь эти дети неудобны так же, как дети со специальными потребностями, необычные, нестандартные, требуют повышенного внимания к себе.Все ждут, что придет великий психолог и всех распознает.Виктория ЮРКЕВИЧ, руководитель городского Ресурсного центра одаренности Московского городского психолого-педагогического университета:- У нас в стране нет такого прецедентного права, как в Великобритании, но этот прецедент с новосибирской школой нам тем не менее поможет. В любой школе есть одаренные дети, есть звезды. Для них открывают специальные школы, лицеи, но и в неблестящих школах есть дети, с которыми нужно работать по-другому.Одаренных детей много, и самых разных. Вундеркинд – один из вариантов развития одаренности, который характеризуется тем, что все очень быстро развивается. Пушкин, например, не был вундеркиндом, а Лермонтов к этому уже ближе, Эйнштейн в 4 года начал говорить, но у него с языками было плохо, он поступал в вуз 2 раза. Есть разные типы развития одаренности, и, как ни странно, вундеркинд самый драматический – там или пан, или пропал. Мы панов знаем, а тех, кто пропал, нет, но их много, их судьба более трагична, так как эта ноша ожидания, к тому же сам вундеркинд как тип очень уязвим. Даже пяти процентов вундеркиндов, которые реализуются, у нас нет. Что нужно делать? Прежде всего попробовать измерить не одаренность, а уровень умственного развития с помощью методик, которые нашлись у нас в России, так еще никто не делал. Это необходимо, для того чтобы не пропустить ни одного одаренного, дать ему возможность развивать свои способности. Начинать такие исследования, мы считаем, можно уже с ребенком пяти лет, но если не использовать термин «одаренность», то различия по умственному развитию можно увидеть и у маленьких детей.Мы планируем работать сейчас со школами.Александр КОВАЛЬДЖИ, учитель математики лицея «Вторая школа»:- Попытку подвести сильную, хорошо работающую новосибирскую школу под общий уровень – мина. Я согласен, что сегодня есть лицеи, гимназии, которые не дают никаких результатов, но нельзя разрушать то, что хорошо работает. Мне кажется, политика в образовании должна быть нацелена на поддержание той развивающей среды, которая себя уже зарекомендовала. Не надо действовать из общих принципов, нужно поддерживать те очаги, которые действительно дают результаты. Почему мы пытаемся перенимать опыт Америки, когда у нас есть свой?В Китае, как только выявляется способный ребенок, создают резервации, тренируют день и ночь, причем в ущерб общему развитию, но там, мы видим, результаты высокие. Этот опыт говорит, что олимпиады превратились в большой спорт, который совершенно не жалеет участников. Собирают, например, 100 наиболее талантливых школьников, из них победителями станут 2-3, остальные – неудачники. Их карьера сломана: они не получили общей культуры, сломались, не получили результата, они никто.Одаренные дети на самом деле, во-первых, нужны самим себе, чтобы развиваться и реализоваться, быть полезными обществу и человечеству. Они нужны государству, это те дрожжи, на которых вырастают и наука, и искусство, и спорт.Есть ли разница между вундеркиндами и одаренными детьми? Есть: и та и другая категории ранимые.Тяжело, когда человек чувствует, что от него ждут результатов. Это груз ответственности. Есть методики работы с одаренными детьми, но в массовом применении они не работают. Если в школе вдруг обнаруживают одаренного ребенка, то он становится гордостью учебного заведения. На деле получается, что мы вешаем ярлыки на одаренных детей, они становятся кормильцами семьи, школы, это мешает их развитию. Что касается IQ-тестов, то очень легко на них натаскать, то есть можно даже обмануть, и тогда мы получим массу одаренных детей. Ни в коем случае не надо выявлять одаренных и говорить о том, что они одаренные, им надо создавать развивающую среду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте