Почти 10 лет я работаю в профсоюзе образования под непосредственным руководством Юрия Петровича Прохорова, большого профессионала и знатока своего дела. Работа с ним привела к пониманию того, что добиться нужных результатов можно лишь тогда, когда «хочу» и «могу» сливаются в единое – «должна сделать». К тому же, как и Юрий Петрович, надо уметь еще пробуждать искру творчества в тех, кто работает рядом, выявлять талантливых людей, создавая им условия для самореализации. На сегодняшний день положительные результаты в деятельности Совета профсоюзных организаций работников образования нашего района дают различные конкурсы, соревнования. Участие в них – не самоцель, а одна из гласных форм работы. Ведь гласность – непреложный принцип деятельности профсоюзов, проистекающий из их демократической сущности. Создать позитивный имидж профсоюза, укрепить его авторитет в обществе можно лишь путем использования самых разных информационных потоков.
Шесть лет назад на заседании президиума мы приняли решение: провести конкурс профсоюзных организаций. Главным условием было участие всех первичек. Убедить председателей в том, что конкурс в первую очередь нужен самим организациям, честно скажу, было сложно. Ведь что такое конкурс? Это соревнование, цель которого – выделить лучших. Участие в конкурсе заставляет творить, изобретать. Новые идеи должны быть постоянно наготове. Но для того, чтобы стать конкурсантом, сначала нужно наработать свой опыт, проанализировать его, выделить сильные и слабые стороны. Вот мы и стали рассматривать конкурсы как форму обобщения передового опыта, форму обучения профсоюзного актива, форму передачи информации.
В конечном итоге районный конкурс профсоюзных организаций заметно активизировал деятельность первичек. Доброжелательное отношение жюри к участникам, здоровое соперничество и взаимоподдержка конкурсантов привели к тому, что сегодня председатели охотно делятся интересными находками, оригинальными формами и методами работы. Конкурс стал ежегодным и проводится по разным номинациям. Требования к участникам ежегодно возрастают. Профсоюзные организации – победители в номинациях становятся базовыми по тому или иному направлению работы. В районе действует принцип: «Получается у тебя – поделись опытом с другими». Председатели имеют возможность на месте познакомиться с деятельностью своих коллег.
В 2005 году президиум РСПО принял решение о выдвижении лучших первичек на конкурсы республиканского и российского уровней. В этом же году на республиканский конкурс были представлены три коллективных договора. В результате колдоговоры гимназий №94 и №122 признаны одними из лучших. Эти победы подняли статус локального правового акта и в самих первичных профсоюзных организациях, и в районе в целом. К сожалению, коллективный договор детского сада, также выдвинутый на конкурс, не вошел в число победителей. Ситуация была проанализирована, и мы сами увидели те недочеты и недостатки, над которыми нужно работать. Но главные выводы, сделанные нами по итогам конкурса, таковы:
* нужно не просто заключать коллективный договор, но ежегодно просчитывать экономический эффект от принятых положений, доводить их до всех членов трудового коллектива;
* в рамках районного конкурса на лучшую профсоюзную организацию обязательно выделить в отдельную номинацию работу с коллективным договором. Показать социальным партнерам, что похожие, на первый взгляд, тексты локального акта могут скрывать совершенно разное содержание;
* с любым документом нужно работать тщательно, вдумчиво, творчески.
С учетом этого летом нынешнего года на Всероссийский конкурс первичных профсоюзных организаций общеобразовательных учреждений, участвующих в конкурсе «Лучшие школы России-2006», мы представили материалы гимназии №102 имени М.С.Устиновой. И она стала его лауреатом. Организация, как и другие первички, оценивалась по таким критериям, как состояние нормативной базы, практика планирования работы, организация работы профсоюзного собрания и профсоюзного комитета, участие в соуправлении гимназией, практика социального партнерства. Чтобы подготовленные материалы стали образцом для всех первичных профсоюзных организаций, мы разместили их на сайте РСПО и в электронной библиотечке «В помощь первичке», а также продублировали на бумажных носителях.
Отмечу, что если бы не конкурс, то, наверное, мы не так скоро подготовили бы образцы правильно оформленных протоколов профсоюзных собраний, заседаний профсоюзного комитета, грамотно составленного плана, номенклатуры дел профкома и других документов.
Собранные и обобщенные материалы, постоянный анализ работы первичных профсоюзных организаций и РСПО, накопленный опыт, – все это позволило нам подать заявку на республиканский конкурс «Лидер в образовании-2006», который состоял из двух этапов – заочного и очного.
От лица участников мне бы хотелось выразить благодарность организаторам за то, что мы, прошедшие во второй тур, получили уникальную возможность вживую пообщаться друг с другом, услышать много новой и очень полезной для себя информации. Лично я испытала чувство гордости от того, что профсоюзные организации были достойно представлены и оценены. Пожалуй, впервые управленцы увидели в работниках профсоюза действительно достойных соперников.
Но как мало на все было отведено времени! Очень хочется продолжить знакомство, поэтому надеюсь, что клуб лидеров образования Республики Татарстан, о котором шла речь на конкурсе, будет создан.
Победа в номинации «Лидеры общественных организаций» заставляет меня более критично подойти к своей работе. Я понимаю, что это не только моя победа. Это победа всех, с кем я работаю ежедневно и ежечасно. А они знают, что впереди еще много самых неожиданных идей и проектов, что предела совершенствованию нет. Для нас важно то, что конкурсы не дают опускать однажды поднятую планку. И мы готовы к новым делам и свершениям. Готовы к новым испытаниям. Мы говорим конкурсам «да»!
Татьяна САДРЕЕВА, председатель Совета профсоюзных организаций Московского района Казани
Комментарии