Новый законопроект о просветительской деятельности, призванный противодействовать негативному иностранному влиянию на умы российских студентов и школьников, вызвал неоднозначную реакцию в педагогическом сообществе (см. «УГ» №47 от 24 ноября 2020 года). Сегодня обсуждение инициативы на наших страницах продолжает Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям».
Просветительская деятельность в России имеет богатейшую историю. Создавались народные университеты, где предприятия могли не только повышать квалификацию сотрудников, но и привлекать академические круги к решению прикладных проблем. В 2016 году отдельным указом Президента Российской Федерации было создано Российское общество «Знание» – просветительская организация, аудитория которой сегодня составляет 5 млн человек. Историческая правда, здоровый образ жизни, антикоррупционная тематика, новые профессии, цифровая экономика – это и многое другое интересует слушателей общества «Знание».
Используются как традиционные форматы просветительской деятельности, так и новые, цифровые, инструменты: стрим, дебаты, блоги, science-slam, подкасты.
Сегодня наша страна переживает бум просветительской активности: открытые образовательные курсы в Интернете, просветительские сайты, блоги, каналы. Растут и развиваются корпоративные университеты, центры, выдающие различные сертификаты и дипломы. Современное просветительство отличается широтой тематической направленности, большим количеством форматов и целевых аудиторий. Законопроект предусматривает запрет на сообщение недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также на побуждение к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Также подчеркивается недопустимость действий, запрещенных Уголовным кодексом РФ: возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. Вопрос контроля за просветительской деятельностью, к которой в настоящее время можно отнести и офлайн-мероприятия, и блоги, и подкасты, и информационные сайты, и видеоконференции, тесно связан с временными и кадровыми ресурсами, таких возможностей в настоящее время нет ни у одного ведомства.
Что касается предотвращения, по определению авторов законопроекта, «негативного иностранного вмешательства» в образовательный процесс российских школ и вузов, нужно взвесить все риски. Наши образовательные организации, особенно вузы, всегда имели определенную автономию в вопросах развития различных форм сотрудничества. Нужно действовать так, чтобы не нарушить устоявшиеся связи, благодаря которым наши дети получают широкие возможности культурного обмена.
В отношении всех этих законодательных инициатив необходимо оценить, насколько «пропускная способность» Минпросвещения и Минобрнауки позволит принимать и своевременно обрабатывать заявки образовательных организаций, взаимодействующих с зарубежными партнерами. Прецедент введения и отмены резонансных мер в похожем вопросе у нас уже был: достаточно вспомнить попытку жесткого регламентирования встреч российских ученых с иностранными коллегами. Поэтому к вопросу регулирования международных контактов наших школ и вузов нужно отнестись очень внимательно.
Комментарии