Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нужна ли свобода без денег? Идеи, оформленные в законопроекты

Учительская газета, №18 от 4 мая 2004. Читать номер
Автор:

28 законопроектов по модернизации образования подготовила рабочая группа экспертов, и сегодня они рассматриваются в Министерстве образования и науки. Почему же необходимы основательные перемены в образовательном законодательстве? Что будет изменено? Об этом рассказывает Лев ЯКОБСОН, руководитель рабочей группы, первый проректор Государственного университета-Высшей школы экономики:

– Грядут большие перемены. Начинается демографический спад в активно учащихся возрастах. Это неизбежно обострит конкуренцию. Экономический рост востребует реальное образование для экономики. Растет государственное финансирование и обидно его нерационально «размазывать». Раздачи бюджетных денег на содержание учреждений не будет – только под конкретные идеи, и надо определить – какие.

Что мы оформили в виде законопроектов? Первое, что надо сделать, это обеспечить прозрачность системы для воздействия извне. Технически это означает переход к двухуровневому высшему образованию. Сегодня у нас 600 специальностей и ничего нельзя прогнозировать на рынке труда. Подготовлен законопроект об участии организаций работодателей в такого рода прогнозировании.

Единый государственный экзамен нужен, чтобы хотя бы впервые «пощупать», где как учат. Но сегодня он ведь почти не легитимен, что потребовало создания законопроекта. ЕГЭ и олимпиады – это еще и инструменты отбора в вузы. В опросах ВЦИОМА выясняется, что каждая четвертая семья, имевшая дело с высшим образованием, давала взятки. Поэтому законопроектами оформляется изменение характера отбора в вузы.

ГИФО выступает как инструмент поддержки спроса семей. У средней семьи не хватает денег на образование детей. Когда спорят о механизмах финансирования, это часто забывают. Этот спрос надо субсидировать.

Структурные изменения – задача техническая. Сегодня, если учреждение называется вузом, то, что бы оно ни делало, это высшее образование. А если – ссузом, то, что бы ни делало, это образование среднее. Хотя некоторые ссузы по некоторым специальностям дают более качественное образование, чем иные вузы. Теперь законодательно предлагается ввести программы, конкурирующие друг с другом, а уж как учреждение называется, выявится в результате конкуренции.

Разделение профессиональной и общеобразовательной составляющей начального профессионального образования. В стране не будет удовлетворен спрос на квалифицированных рабочих, если этого не сделать.

Интеграция среднего профессионального образования в систему высшего профобразования. СПО давно пора трансформировать в технический бакалавриат, в большинстве случаев объединить в единые сети с высшими учебными заведениями, чтобы повысить качество подготовки и способствовать развитию кадрового потенциала.

Четкое определение статуса ведущих вузов. По большому счету и сегодня всем известно, какие вузы в стране являются ведущими. Но нужны четкие критерии и под них четкие преимущества. Говорить о том, что все должны быть равны, нелепо, потому что наши ведущие вузы конкурируют не с другими российскими вузами, а с ограниченным числом ведущих мировых. А остальные российские вузы конкурируют друг с другом. Поэтому те, кто работают на принципиально разных рынках, не могут находиться в одинаковом положении – это будет либо неоправданное преимущество для одних, либо заведомая потеря для других.

Финансовый механизм. Нормативно-подушевое финансирование общего образования и начального профессионального образования. ГИФО по результатам Единого экзамена на первой ступени высшего образования. Далее ГИФО для обучения на второй ступени на базе академических успехов. Причем ГИФО и ЕГЭ предполагаются не всюду. Субвенции и субсидии для государственных нужд в некоторых случаях. Например, человек поступает в военное училище, где обучение по конкретной специальности зачастую в десять раз дороже, чем в гражданском вузе. А окончив училище, он идет работать по гражданской специальности. В этом случае нужны субсидии, чтобы заключать контракт, и тогда человек сознательно выбирает свой путь: либо работает, где договорено, либо деньги возвращает.

Отдельный сюжет – это специальные ГИФО и подготовительные отделения для социально не защищенной части абитуриентов. Потому что у человека из глубинки, из любой семьи должен быть шанс через подготовительное отделение получить образование высокого качества. Также это рассчитано на тех, кто отслужил в армии по контракту не менее трех лет. И, наконец, образовательный кредит с государственными гарантиями.

Есть и другие проблемы, связанные с независимым контролем качества, саморегулированием в дополнительном образовании, особенностями военного образования. В общем, проблем больше, чем законопроектов, которые мы подготовили.

Иногда говорят, зачем спешить с реформой образования? Но столько вопросов еще неосмысленных, необсужденных, а образование-то рушится! По крайней мере те вещи, которые обсудили, апробировали в экспериментах, пора делать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту