Общественный совет при Минприроды РФ предложил ввести в школе обязательный предмет «Экология», а со временем и профильный ЕГЭ. «К сожалению, сегодня ни один предмет не дает системного представления о том, как действовать в современном мире, где быстро меняются природные и социальные условия, – отметил член Общественного совета при Минприроды Александр Федоров. – Количество чрезвычайных ситуаций, связанных с неблагоприятным действием природной среды, растет. Если мы хотим, чтобы наша страна устойчиво развивалась, нам придется вводить экологию. Чем быстрее мы это сделаем, тем меньше потерь мы понесем». Для проработки практической реализации инициативы общественники предлагают сформировать совместную рабочую группу Минприроды РФ, Минпросвещения России и профильного Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. Как вы относитесь к этой инициативе?
Евгений ШВАРЦ, доктор географических наук, заслуженный эколог РФ, ведущий научный сотрудник Института географии РАН:
В общем, повторяю, все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд…
Каринэ ХАЙБУЛИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих математических и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания Академии социального управления, Москва:
Важно отметить, что отдельно предмет «Экология» изучается только в специализированных школах с биологическим профилем. В то время как загрязнение воздуха, воды, почв и истощение ресурсов представляют серьезную угрозу для людей. Потребительское отношение к природе приводит к пагубным последствиям. Необходимо, чтобы экология изучалась как обязательный предмет в школе. В процессе изучения предмета у школьников возникает желание понять происходящие в природе изменения, выявить их причины, собрать новые факты, высказать свое суждение об экологических проблемах, что поможет в дальнейшем избежать их.
Марина СОРОКИНА, директор Андреевской школы, Оренбургская область:
– Не надо сваливать на школу очередную возникшую проблему. Школа и так занимается экологией. Этот вопрос поднимается на уроках биологии, географии, во внеклассной работе. Учитель говорит о природе: как есть на самом деле и как должно быть. Больше ничего он, учитель, не сможет сделать.
Древние жители оставили нам природу в прекрасном состоянии. А мы, современное поколение, ее разрушаем… Разве дети поймут нас, взрослых, с таким отношением к природе? Впустую пройдет такой курс, лишь создаст очередную проблему с кадрами, программой, часовой нагрузкой.
Никита БОРОВСКИЙ, учитель истории и обществознания школы №5, Петрозаводск:
Александр М., учитель, Новгородская область:
– Любой учитель скажет, что экология и спорт – два самых популярных направления в школах. В нашей сельской школе экологическое направление действовало 30‑40лет. Только существовало оно всегда в рамках кружковой работы. Вела этот кружок учитель биологии. При этом и в школьном курсе биологии всегда был раздел «Экология». Так зачем выдумывать велосипед? Теперь количество часов на кружковую работу в нашей школе резко сократилось. Их попросту отобрали. Нужно их вернуть, и экологическая работа со школьниками возобновится. А если вставлять новый предмет в программу – от какого тогда школьного курса отщипывать часы? От биологии? Или пострадает другой предмет? Еще хуже, если детям прибавят нагрузку. Пожалейте детей! Экологическое воспитание должно действовать в первую очередь в семье.
Анастасия БЕЛОГОРОДОВА, мама семиклассника, Ростов-на-Дону:
– Я не одобряю эту инициативу. Во-первых, это очередная нагрузка на школьника, который и так сидит в школе безвылазно. На мой взгляд, темы экологии затрагиваются в предметах «География» и «Биология», а также «Химия». Что мешает еще больше расширить эти темы? Кроме того, в рамках предмета «Обществознание» можно затрагивать аспекты природоохранной деятельности. А еще лучше заниматься с детьми практикой, то есть ходить в походы, ездить на экскурсии в природные заказники, чтобы могли все видеть своими глазами. Правда, сейчас это делать все сложнее и сложнее из-за требований безопасности.
Комментарии