search
main
0

Нужна ли демократия директору?

Как создать школьный микроклимат с оптимальными среднесуточными дозами единоначалия и самоуправления? Согласитесь, трудно однозначно ответить на этот вопрос. Тем более что единоначалие и самоуправление – вещи в какой-то степени взаимоисключающие.
Припоминаю дни самоуправления в нашей школе. Игры в демократию еще только начинались (был конец восьмидесятых). В один прекрасный день кто-то (очевидно, директор), наслушавшись по “ящику” передовых идей, решил: нужен день самоуправления. Всем объявили, распределили уроки между старшеклассниками – мне досталось вести английский в пятом “А”. Почему именно английский, до сих пор не пойму. Видимо, тот, кто распределял роли, руководствовался правилом буравчика – я знал английский чуть лучше героев фильма “Джентльмены удачи”.
Придя на урок и сев за учительский стол, я получил хлопок бумажным шариком в лоб и с ужасом понял, что двадцать человек мне не одолеть. Они наверняка разнесли бы класс, если бы на помощь не пришел толстый Максвелл – так звали грозного парня из 5-го “А”. Он поднялся из-за парты во весь свой громадный рост и голосом, заслуживающим особого доверия, сказал: “Тихо”. За оставшиеся полчаса тишины класс прочел про себя две страницы “Робин Гуда”, получил домашнее задание и, стараясь не шуметь, выскользнул на перемену…
Потерянный урок. Двадцать человек ушли с него ни с чем. Да, наверное, не только двадцать, а все пятьсот, что учились в школе. Экспромт должен быть хорошо подготовлен, иначе он обречен. Чего уж говорить о процессе… Процессе демократизации школы.
Нужен мотив. Иначе игры в школьную демократию так и останутся играми. Только условия усложняются. В отличие от благополучных восьмидесятых, многим учителям сейчас просто не до экспериментов – на жизнь бы заработать. От этого и двойные ставки, платные дополнительные занятия…
С другой стороны, школа – зеркало общества и не может оставаться индифферентной к переменам. Отсюда и мотив. Для школьников – не быть беззащитной серой массой, а иметь право отстаивать свое мнение, не боясь быть вызванным на педсовет. Для родителей (которых подчас не пускает в школу шкафообразный охранник) – участвовать в образовании своих детей. Как вы, наверное, знаете, образование предполагает не только обучение, но развитие и воспитание. Кому, как не родителям, болеть за это.
Для учителей мотив тоже понятен – большинство конфликтов в педагогическом коллективе возникает именно из-за противопоставления интересов учителей и руководства. Сколько проблем и острых углов удастся обойти, если срезать те самые углы у директорского стола и сделать его круглым.
Нужна ли демократия директору? Многие усомнятся в положительном ответе. Согласитесь, человек, облеченный ответственностью, консервативен. Зачем ему лишняя головная боль по имени демократия. Поэтому на месте любого директора логично было бы проголосовать против, если… Если видеть в ней только своего врага. А между тем совместное решение школьных проблем может значительно облегчить директорскую участь. Дай почувствовать людям, что уважаешь их, прислушиваешься к их мнению – они в благодарность горы свернут.
Вопрос – как этого добиться? Разумеется, однозначного ответа быть не может. Хотя, возможно, некоторый свет на эту проблему прольет спецкурс под интригующим названием “Научно-методические основы государственно-общественного управления образовательными учреждениями”. Над ним конкретно потрудились специалисты из Международной ассоциации содействия школьным советам. Думаю, им удалось, хотя и теоретически, создать некий симбиоз единоначалия и самоуправления.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте