search
main
0

Нужен ли повару интернет. Современным рабочим без информационных технологий не обойтись

Информационные технологии как предмет и метод стали привычными в школах. Информатика как отдельный предмет, которому отводится всего несколько часов в неделю, быстро уходит в прошлое. Как этот процесс развивается в профессиональных училищах? В какой степени в них проникло новое веяние – преподавание информационных технологий? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала в нескольких профессиональных училищах Москвы.

В профессиональном училище № 11, где выпускники 8-х, 9-х, 11-х классов могут приобрести профессии электромонтера, слесаря-ремонтника, шлифовщика, токаря-универсала, компьютерный класс просторный. Здесь стоит больше пятнадцати машин с процессорами Pentium (как первым, так и четвертым), половина компьютеров оснащена обычными мониторами, а остальная часть – жидкокристаллическими. В классе есть проектор и экран, которые встречаются в училищах, да и в школах, довольно редко. Правда, подключения к интернету в училище нет.

Информатика здесь преподается в рамках общеобразовательного стандарта. Пройдя курсы повышения квалификации, учитель информатики Елена Летникова внесла изменения в план преподавания. Это ей посоветовал автор учебников по информатике Угренович. Он обратил внимание на то, что в техническом училище в преподавании информатики необходимо уделять больше времени изучению графических и текстовых редакторов, которые могут пригодиться ребятам в учебе и работе. Кроме того, на курсах Елена Владимировна получила диск с демонстрационной версией программы по созданию чертежей. Работа в этой программе помогает создавать учебные чертежи, дипломные работы. Так что, соблюдая общеобразовательный стандарт, Елена Летникова старается преподавать информатику, чтобы она была интересной и полезной будущим профессионалам.

После уроков ученики приходят для индивидуальных консультаций, задают вопросы по экзаменационным билетам, готовят чертежи для дипломных работ. Те, кто пришел в училище после восьмого класса, пока рассматривают компьютер не как помощника, а как средство для компьютерных игр. Среди старшекурсников есть ребята, которые интересуются программированием, сами пишут программы.

«Может быть, – говорит Елена Владимировна, – они что-то знают лучше меня. Но зачастую бывает, что знания у ребят оказываются поверхностными. Когда выясняется, что есть еще многое, что можно изучить, у ребят появляется интерес». И все-таки урок информатики для студентов училища остается временем, когда можно немного расслабиться, отдохнуть от серьезной учебы по профилирующим предметам.

В преподавании остальных предметов компьютер не используется, что не исключает существования межпредметных связей. Например, недавно дети приходили в класс смотреть учебный фильм по литературе. Идея внедрить информационные технологии появляется и у других учителей. Так, одна из преподавательниц после курсов повышения квалификации стала говорить о необходимости проектора для обучения своему предмету, чтобы чертежи можно было показывать не в виде плакатов, а демонстрировать на экране.

На базе компьютерного класса стандартной комплектации профессионального училища № 144 будущие операторы электронного набора и верстки проводят все допечатные процессы, на практике постигая премудрости профессии. Поэтому директор училища Анатолий Севальнев называет класс мастерской производственного обучения.

Найти преподавателя информатики, на высоком уровне владеющего компьютером, как рассказал Анатолий Николаевич, довольно сложно из-за размера заработной платы, которую училище может предложить сотрудникам. Вот почему в мастерской работают полиграфисты-профессионалы, специалисты по электронному набору, прошедшие соответствующие курсы.

Помимо операторов электронного набора и верстки в училище готовят печатников и брошюровщиков. Если уровень компьютеров и периферии позволяет познакомить ребят со всеми программами, необходимыми для оператора электронного набора, то оборудование для работы по остальным специальностям устарело. В то же время Анатолий Севальнев считает, что подготовка специалистов должна проводиться на оборудовании, с которым они будут работать, а еще лучше на более современном, которое появится на производстве спустя некоторое время. Правда, стоит оно очень дорого.

Номер следующего училища останется секретом. Там не захотели себя афишировать. Скажу только, что в нем обучают поваров и кондитеров. В ответ на вопрос об уровне информатизации учебного процесса мне ответили, что информатика – это элемент стандарта среднего образования, а в училище приходят выпускники 11-х классов. Следовательно, в преподавании информатики они уже не нуждаются, поэтому компьютерного класса у них нет вовсе.

Видимо, считается, что школьный курс дает настолько универсальные знания о компьютере, что их может применить в своей профессиональной деятельности каждый. Но разве специализация не должна касаться преподавания информатики? Действительно, это противоречит изучению этого предмета в высших учебных заведениях. Но кто сказал, что грамотным пользователем может быть только специалист с высшим образованием? Разве для повара излишне умение работать в графических редакторах, пользоваться интернетом для общения с коллегами, саморазвития как профессионала? То есть в профессиональных училищах по-прежнему не до конца понимают значение и возможности информационных технологий. Почему так происходит?

Вот мнение человека, который знает процессы, происходящие в начальном профессиональном образовании изнутри. Николай Селенков, директор профессионального училища № 11, считает, что внедрение информационных технологий в начальное профессиональное образование происходит довольно медленно по нескольким причинам. Во-первых, для преподавания профессиональных и общеобразовательных предметов с использованием компьютера нужны преподаватели, одинаково хорошо разбирающиеся в том и другом. В настоящее время преподавательский коллектив профессиональных училищ состоит из учителей с большим опытом работы, которые в силу возраста не владеют компьютером. Во-вторых, чтобы профессиональное обучение с использованием компьютера было эффективным, сами ученики должны хорошо разбираться в компьютерах. Этого можно достичь только когда уровень преподавания информатики в разных школах будет одинаково высоким.

Конечно же, есть и другие способы разрешения противоречия. Внимание на проблему информатизации начального профессионального образования должна обратить вся педагогическая общественность. Причем это внимание должно быть столь же пристальным, а действия столь же ответственными, как в отношении среднего образования. Наконец, серьезное продвижение информационных технологий в начальное профессиональное образование невозможно, пока необходимость этого процесса не поймут его лидеры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте