Один из важнейших факторов эффективной работы системы дополнительного образования детей – уровень и структура их финансирования.
Сегодня медленно обновляются основные фонды учреждений и их оборудования, низка зарплата работников дополнительного образования, остра нехватка профессиональных кадров, все средства УДОД уходят на покрытие текущих расходов в ущерб развитию содержания и качества образования. Чтобы устранить недостатки и решить проблемы, необходима выработка новых стратегий и механизмов улучшения использования финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов. Необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания, формировать социальную компетентность у детей.Особенность существующей сферы дополнительного образования детей – ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуют в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях СПО, они охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.Сфера дополнительного образования детей один из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать ее как один из приоритетов инновационного развития образования столицы.Одна из основных задач – увеличение инвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития дополнительного образования детей, возрастание активности семей в воспитании и образовании детей, в том числе увеличение объема инвестиций в сфере дополнительного образования детей. Тут доминирующими становятся механизмы государственно-частного и социального партнерства, которые помогают повысить эффективность расходования средств, дают возможность государству воспользоваться специальными навыками, которыми могут не обладать государственные служащие, удовлетворяют новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в обучение.Сейчас Департамент образования Москвы разрабатывает государственную программу «Столичное образование» на 2013-2018 гг., в которой дополнительное образование детей будет выведено в отдельную подпрограмму. В перечень основных мероприятий включены: позиционирование системы дополнительного образования как полноправного партнера и части общей системы непрерывного образования; повышение эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, увеличение инвестиционной привлекательности системы; апробация и внедрение вариативных моделей использования ресурсов негосударственного сектора и механизмов частно-государственного партнерства в предоставлении услуг дополнительного образования детей; обновление содержания и материальной базы дополнительного образования для повышения привлекательности и качества программ.Московский институт развития образования и Московский городской Дворец детского и юношеского творчества предлагают переформатировать конкурс инновационных проектов, который в первый раз был проведен в прошлом году, в фестиваль идей и проектов для развития дополнительного образования детей Москвы, научное руководство которым осуществлял бы МИРО, а организацию и проведение – МГДДЮТ. Такая форма позволит организовать поэтапное сочетание конкурсных мероприятий с системой консультаций и специального обучения с привлечением специалистов по разработке соответствующей проектной документации.I этап – аукцион проектных идей развития дополнительного образования детей.II этап – конкурс социально-экономической целесообразности проектов развития дополнительного образования детей.III этап – конкурс бизнес-проектов развития дополнительного образования детей.В новом положении о фестивале мы предлагаем выделить такие номинации: Обновление содержания и интерактивная образовательная среда (проекты, направленные на расширение спектра дополнительных образовательных программ и их материально-техническое обеспечение; на обновление форм, методов и средств обучения; на проектирование современных учебно-лабораторных комплексов, современных развивающих образовательных сред). Модели развития системы дополнительного образования Москвы (предложения по моделям формирования структурных компонентов сети дополнительного образования детей Москвы и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей). Новые институты общественного участия в управлении образованием. Модели внутриведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия, позволяющие наиболее эффективно использовать ресурсы всех отраслевых систем города для повышения эффективности дополнительного образования. Техносфера дополнительного образования детей (проекты моделей привлечения и реализации в сфере дополнительного образования детей современных технологий, приборов, оборудования и других средств развития спортивно-технической, естественно-научной и научно-технической направленностей дополнительного образования детей). Модели эффективного использования образовательного, научно-технического и промышленного потенциала Москвы для повышения качества реализации программ дополнительного образования детей. Социокультурные модели дополнительного образования (модели расширения спектра услуг и программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Расширение спектра услуг в сфере организации отдыха детей и взрослых семейных программ. Проекты межведомственного взаимодействия при организации массовых мероприятий и в системе дополнительного образования детей.На первом этапе мы планируем рассмотреть большое количество проектных идей без перегрузки разработчиков сложностями разработки проектной документации, на этом этапе важна сама идея. Победителям I этапа фестиваля (конкурса) будет предоставлена возможность участвовать в практико-ориентированных семинарах и доработать проект в соответствии с требованиями II этапа, публично представить свою проектную идею развития дополнительного образования в виде проекта с обоснованием его социальной и экономической целесообразности. Победители конкурса инновационных проектов прошлого года смогут принять участие в семинарах и принять участие с доработанными проектами на II этапе. Победители II этапа фестиваля (конкурса) смогут участвовать в практико-ориентированных семинарах и консультациях по разработке бизнес-проектов на основе проектов развития дополнительного образования, публично представить свой бизнес-проект на III этапе для решения вопроса о его инвестиционной привлекательности. На третьем этапе будут рассматривать проекты с полной проектной документацией, то есть с конкретными поставщиками, оборудованием, стоимостью, планируемой прибылью.Материалы, предоставляемые участниками на I этапе фестиваля, будут открытыми, все остальные материалы – конфиденциальными, не подлежащими разглашению и предоставленными только членам оргкомитета и конкурсной комиссии.Мы надеемся, что такой подход позволит создать банк бизнес-проектов различного масштаба и организовать работу инвесторов различного уровня для привлечения инвестиций в развитие дополнительного образования детей Москвы.Наталья МИХАЙЛОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного образования и социокультурной интеграции МИРО;Александр ЛЕОНТОВИЧ, заместитель директора МГДДЮТ, член Общественного совета Министерства образования и науки РФ
Комментарии