Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Статья 49. Педагогические работники
1. …Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогического работника определяются трудовым договором и должностной инструкцией, разрабатываемой на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и утверждаемой в виде локального нормативного акта организации…
Статья 50. Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки
4. Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии в пределах, установленных настоящим Федеральным законом:
право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
право на доплаты за ученые степени и ученые звания в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном нормативными правовыми актами;
право на аттестацию на квалификационную категорию;
ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
право на досрочное назначение трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
первоочередное предоставление жилой площади в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий;
бесплатное предоставление услуг по отоплению и освещению занимаемого жилого помещения в сельских поселениях вне зависимости от его размера;
иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
5. В рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий с обучающимися.
Соотношение объемов преподавательской работы (учебной нагрузки) и иных видов педагогической работы педагогических работников в пределах 36-часовой рабочей недели или соответственно учебного года устанавливается организацией-работодателем на один учебный год с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника и обеспеченности кадрами.
7. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда и максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата педагогического работника определяется трудовым договором в соответствии с действующими в данной организации системами оплаты труда.
9. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Режим рабочего времени педагогических работников в каникулярный период регулируется локальными нормативными актами и графиками работ. Выполнение работ, не входящих в трудовые обязанности педагогических работников по трудовому договору, может поручаться на период каникул только с согласия педагогических работников.
10. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы определяются учредителем и (или) уставом образовательной организации, положением о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение.
11. За педагогическими работниками образовательных организаций, участвующими по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
13. Порядок первоочередного предоставления педагогическим работникам жилой площади в сельских поселениях, размер, условия и порядок возмещения расходов организациям, предоставляющим услуги по отоплению и освещению занимаемых педагогическими работниками жилых помещений в сельских поселениях, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (будет уточняться с учетом готовящихся поправок).
15. Увольнение педагогических работников по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) допускается только по окончании учебного года, включая окончание летнего ежегодного оплачиваемого отпуска.
Статья 51. Обязанности и ответственность педагогических работников
2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
6. Служебное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательной организации может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательной организации, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся.
Статья 54. Правовой статус руководителей образовательных организаций
1. Руководитель образовательной организации в соответствии с ее уставом может быть:
1) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации;
2) избран коллективом (общим собранием, конференцией) образовательной организации при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательной организации права вето;
5) назначен учредителем;
6) назначен Президентом Российской Федерации.
4. Лица, претендующие на занятие должности руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также их действующие руководители проходят обязательную аттестацию.
Социологический опрос:
Ольга САНДАЛОВА, учитель истории московской школы №593 , заслуженный учитель РФ:
Нелегко быть оптимистом
Мы опросили 579 педагогов Северо-Западного округа Москвы и выяснили многие черты облика современного учителя:
– доминирующее число женщин-педагогов (феминизация) в сегодняшней школе – 97%;
– верность выбранной профессии (стаж работы от 15 лет и выше) – 80%;
– высокий уровень педагогического мастерства (первая и высшая квалификационные категории) – 62%;
– устойчивый интерес к проблемам образования на федеральном и региональном уровне – 50%.
В последнее время появились и новые черты в учительском образе, придающие ему большую привлекательность:
– учительство относительно «помолодело» – 80%;
– компьютерная грамотность свойственна 89% опрошенных учителей (практически освоены все компьютерные офисные программы, доступен выход в Интернет в школе и дома);
– эффективно используются современные образовательные технологии:
развивающее обучение – 80%;
обучение в сотрудничестве – 71%;
проектное обучение – 68%;
проблемное обучение – 68%;
работа с тестовыми заданиями разного уровня – 65%;
– каждый второй учитель – участник экспериментальных инновационных проектов.
У каждого педагога есть собственная оценка результатов своего труда. Она различна: качество знаний учеников, участие в конкурсах и победы на олимпиадах, успешное поступление выпускников в вузы. Но есть еще один очень убедительный критерий оценки учительского труда – выпускник школы, выбравший профессию учителя по предмету, который ты преподавал.
Размышлять об учительском труде и легко, и архисложно. Легко, потому что большая часть учителей пришли в эту профессию по призванию (72%), довольны уровнем полученного образования (54%), отмечают творческий характер труда (68%), испытывают удовлетворенность от результатов своей деятельности (58%).
Трудностей в нашей профессии достаточно, так как она, как зеркало, отражает проблемы современного российского общества. Участниками образовательного процесса всегда были ученики, их родители и учителя. Сегодня большая часть родителей самоустранились от воспитания собственных детей (это мнение 78% педагогов). Причин несколько:
– занятость родителей по основному месту работы (часто совмещают два места работы);
– неполные семьи, где матери теряют влияние на своих детей.
Но главная причина – в неумении родителей грамотно организовать воспитательный процесс в семье. Когда супруги решают родить ребенка, государство организует постоянное медицинское наблюдение за здоровьем женщины и будущего ребенка. Правильно? Безусловно! Но почему то же государство остается равнодушным к проблеме педагогического просвещения будущих родителей? Кто, где, когда научит молодых мам и пап основам общения и понимания собственных детей? Как в сознании будущих родителей еще до рождения малыша сформируется глубокое понимание ответственности за воспитание сына или дочери? На мой взгляд, это очень важная проблема, в решении которой государство пока стоит в стороне.
Родитель – одна из сложнейших профессий на земле, и быть в ней равнодушным дилетантом – значит не думать о судьбе государства.
На помощь родителям могут прийти учитель, классный руководитель, психолог. Но мало родителей идут в школу за советом – на родительские собрания и на те не дозовешься. Пришло время менять формы общения учителей с родителями. Неинтересно родителям слушать обобщенные термины «класс», «школа», «экзамен» – им нужно знать конкретно успехи и проблемы (учебные и личные) их Саши, Тани, Светланы, Романа… Следовательно, встречи с родителями лучше проводить индивидуальные, с предметным разговором о конкретном ребенке. Бесспорно, это лучший вариант, но… где взять столько времени, чтобы встретиться с каждым родителем хотя бы 2 раза в год?
Думаю, многие педагоги со мной согласятся – чтобы быть хорошим учителем и отличным классным руководителем, этому надо посвятить себя без остатка. Вот почему среди учителей много женщин с несчастной одинокой судьбой. Это издержки нашей профессии. А статистика социологических исследований показывает, что наиболее значимые жизненные ценности для педагогов:
– здоровье – 83%;
– счастливая семейная жизнь – 79%;
– успешная профессиональная деятельность – 44%.
Каждый педагог-женщина решает для себя, как совместить несовместимое – успешную педагогическую карьеру и счастливую семейную жизнь.
Радует, что при множестве проблем, противоречий, издержек нашего учительского труда большая часть педагогов (83%) – оптимисты, уверены в успешности своей профессиональной деятельности, ценят возможность работать рядом с творческими высококвалифицированными коллегами, приобщаться к культурным ценностям, самосовершенствоваться. Но даже великим оптимистам нужна государственная поддержка, нужен такой статус, который бы помог окружающим относиться к учителям с должным уважением.
Перекресток мнений
Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:
– Чтобы современная школа и система образования в целом были способны возродить и преобразовать Россию, сохраняя ее для будущих поколений, должна быть решена фундаментальная проблема современного образования – проблема повышения социального статуса учителя. В российском законодательстве нет единого документа, который бы определял правовое положение (права, обязанности, гарантии и ответственность) и особенности труда педагогического работника. Это очередная задача российского законодательства. Нужны реальные шаги по повышению социального статуса педагогических работников, чтобы у каждого учителя, воспитателя, преподавателя были хорошие условия труда, быта и отдыха, реальные возможности профессионального роста. Только в этом случае можно быть уверенными, что престиж учителя, уважение к учителю в обществе станут залогом процветания Родины в будущем.
Татьяна ФРОЛОВА, заместитель председателя ФНПР:
– Правовой и социальный статус работника образовательного учреждения напрямую связан с правовым статусом образовательного учреждения и финансированием. Говоря только о статусе работника, мы сужаем возможность решения многих проблем. В нынешнем Законе «Об образовании» сказано, что все образовательные учреждения должны финансироваться на основе федеральных нормативов. Эти нормативы устанавливаются федеральными законами. Законов нет до сих пор, так как есть разное понятие норматива – Минфина РФ и образовательного сообщества, профсоюзов. С точки зрения Минфина, норматив – доля заложенного в бюджете финансирования, приходящегося на одного обучающегося. С точки зрения педагогов и профсоюзов, норматив – это совершенно другое: объем бюджетных средств, необходимых для качественного обучения одного учащегося в зависимости от вида образовательного учреждения. Разное толкование этого понятия и не дает возможности финансировать в полном объеме образовательные учреждения.
Мария ГОНЧАР, заместитель директора Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ:
– Престиж человека в обществе определяется его профессионализмом. Значит, в законе так и надо записать: создать условия для повышения профессионализма работников образования, для отбора профессиональных кадров. Мы должны записать в законе – у учителя должна быть высокая зарплата, или нужно создать условия через законодательное регулирование, чтобы квалифицированный учитель мог зарабатывать. Главный путь к повышению статуса – через привилегии, через представление особых социальных льгот или через совершенствование, например, системы оплаты труда и возможности заработать, таким образом, те социальные элементы, которые учитель, работник образования мог бы себе позволить в соответствии с важностью выполняемой им работы.
Павел КУЗЬМИН, председатель Московского городского совета молодых учителей:
– В законопроекте, к сожалению, практически нет ничего ни о поддержке молодых специалистов, ни о системе наставничества, о которой Москва говорит более 10 лет и дает свои предложения на федеральный уровень. Эти проблемы есть в каждом регионе. Руководители регионов говорят, что не всегда те законы, что были приняты, подкреплены финансовыми ресурсами. Очень велики различия между субъектами РФ, но в главном законе, законе об образовании, должны быть закреплены базовые понятия – что представляет собой молодой специалист. Это позволило бы унифицировать работу во всех регионах, в Федерации в целом. Мы предлагаем в главу 5 внести поправки, основывающиеся на московском опыте, поскольку за 10 лет мы разработали положение о молодом специалисте. Получился осмысленный документ, который высоко оценивается в регионах.
Сейчас мы работаем над положением о наставничестве. Это не только московская новация. Такие структуры есть и в других регионах, и они должны быть в законе прописаны, чтобы была база, на основе которой каждый регион смог бы развивать соответствующие положения
Николай ГРИЦЕНКО, президент Академии труда и социальных отношений:
– Говоря о правовых вопросах статуса педагога и других работников образования, требующих решения на нормативно-правовом уровне, мы должны рассмотреть и вопросы участия самих педагогических коллективов школ, колледжей, вузов, федеральных и региональных общественных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации в обеспечении престижа и укрепления авторитета педагогической профессии, возвеличивании труда учителя и уважении к нему. На мой взгляд, представителям бизнеса следовало бы поделиться своими доходами, с тем чтобы создать систему многоканального финансирования системы образования, и тогда проблему статуса работника образования в части материального его обеспечения можно было бы решить в короткие сроки.
Гаджимет САФАРАЛИЕВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
– Очень часто мы слышим предложения о придании учителю статуса государственного служащего. При этом не надо забывать, что в таком случае работники образования могут потерять академические свободы. Скорее всего, можно говорить о сближении педагогических работников с государственными служащими в вопросах оплаты труда и социальных гарантий при сохранении особого статуса педагогических работников.
Безусловно, тот высокий статус, который мы хотели бы придать педагогу, несовместим с низким уровнем заработной платы.
Система материальной поддержки – значимый стимул и условие повышения качества работы педагога. Заработок учителя лишь один, правда, весьма немаловажный фактор поднятия престижа учительской профессии. Весьма остро стоит задача создания целостной системы мер социальной защиты педагогических работников на всех уровнях. Необходимо проработать вопрос о подготовке федеральной целевой программы «Педагогические кадры России» для решения проблем профессиональной адаптации и профессионального роста, обеспечения жильем, продумать систему мер по социальной защите молодых учительских семей. Нельзя забывать и о тех, кто завершает свою педагогическую карьеру и выходит на пенсию.
Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:
– Правовой и социальный статусы педагогов тесно связаны между собой. Действительно, права и обязанности педагогического работника не могут быть реализованы без мер морального и материального стимулирования, социальной поддержки, без создания критериальной базы и методик, помогающих измерять степень развитости профессиональных качеств педагогов и достигнутые ими результаты. Проблема – в нахождении баланса между общими позициями в отношении прав и обязанностей педагогического работника и необходимой дифференциацией, зависящей от условий и специфики труда. В формулировках главы 5 проекта интегрированного закона «Об образовании в РФ» перечислены должности педагогических работников, но по многим из этих должностей отсутствуют в настоящее время квалификационные характеристики.
Особого внимания требует определение статуса молодых специалистов – выпускников педагогических учебных заведений. Например, одним из требований к правовому статусу педагога – выпускника педагогического вуза или педагогического колледжа должны быть послевузовская стажировка (испытательный срок) и соответствующие процедуры для допуска специалистов, в том числе не имеющих педагогического образования, к выполнению обязанностей педагогического работника. Очевидно, что для решения этих вопросов должны быть разработаны соответствующие квалификационные требования. Предложенные в 2009 году Минздравсоцразвития РФ квалификационные характеристики носят общий характер. Например, отсутствует детализация, учитывающая испытательный срок, специфику предметной области и учащихся. Не даны рекомендации по методикам оценки показателей профессионализма педагогических работников, в том числе выпускников педагогических вузов и колледжей.
Молодые специалисты со стажем работы до трех лет должны получать надбавки к заработной плате в течение всего периода прохождения педагогической интернатуры (испытательного срока). Это положение необходимо отразить в статье 53 главы 5 законопроекта. Необходимо записать понятие интернатуры и порядок ее прохождения. Завершаться интернатура должна диагностикой профессиональных качеств и результатов выпускников педагогических вузов и колледжей, по итогам которой должно подтверждаться соответствие занимаемой должности или присуждение молодому специалисту квалификационной категории.
Мощный инструмент развития профессионализма педагогов – аттестация и связанные с ней программы переподготовки и повышения квалификации. Пункт 2 статьи 57 законопроекта можно было бы изложить так: «Порядок проведения аттестации педагогических работников различных категорий устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования».
В пункте 3 статьи 55 главы 5 сказано, что педагогические работники имеют право на объединение в профессиональные педагогические сообщества. Однако, на мой взгляд, важно определить базисные направления деятельности этих ассоциаций, союзов и других объединений в интересах повышения статуса педагогических работников. Профессиональные ассоциации учителей-предметников, руководителей и других категорий педагогических работников могли бы непосредственно участвовать в проектах подготовки и согласования профессиональных стандартов и в процедурах независимой сертификации. Часть ресурсов, находящихся в распоряжении региональных органов образования, должна быть направлена на организацию такой независимой сертификации и стимулирование специалистов.
Профессиональные ассоциации должны влиять на решение ключевых вопросов, влияющих на статус педагогов. В статью 55 целесообразно включить такой пункт: «Системы оплаты труда педагогических работников, образовательные стандарты могут вводиться после предварительной консультации и получения согласования заинтересованных профессиональных ассоциаций». Стимулирование деятельности общественных объединений приведет в итоге к осознанию педагогами себя как субъектов, мнение которых учитывается при решении ключевых вопросов развития образования и в конечном итоге к повышению уровня их мотивированности на позитивные результаты и как следствие – к росту их социального статуса.
Проект закона должен демонстрировать баланс между ответственностью и правами педагогических работников. Желательно в правовом поле избегать нечетких и двусмысленных формулировок. Пункт 8 статьи 53 гласит: «Заработная плата педагогических (научно-педагогических) работников должна соответствовать большой (?) социальной значимости педагогического труда, престижу (какому?) преподавателя в обществе». Желательны более конкретные и обязывающие формулировки. Например, «Уровень заработной платы педагогических работников, подтвердивших соответствие занимаемой должности, должен устанавливаться в размере не ниже среднего уровня заработной платы в отраслях промышленности и строительства в регионе (в Российской Федерации)» или «Заработная плата педагогических работников подлежит периодическому пересмотру с учетом факторов роста стоимости жизни или повышения средней заработной платы в регионе (в Российской Федерации)».
Пункты 9 и 10 статьи 53 не прописывают четко различия в понятиях «зарплата» и «должностной оклад», а также группы показателей, которые влияют на базовую (инвариантную) и стимулирующую части заработной платы педагогических работников.
Комментарии