Министерство образования и науки РФ рекомендовало учителям истории и обществознания провести в средних и старших классах уроки, объясняющие недавние политические решения российского парламента в отношении Крыма. Наверное, это правильно, поскольку у многих подростков, ставших свидетелями острых телевизионных дебатов и непростых (на повышенных тонах) разговоров близких им взрослых, могли возникнуть вопросы. Сделать непонятное доступным для понимания подростков и юношества – именно такой целью задались авторы и разработчики методических рекомендаций по означенной теме. Что из этого вышло, воспользовались ли учителя разработками и в какой мере? С такими вопросами мы обратились к директорам и историкам школ, расположенных в разных регионах.
Выяснилось, что уроки на крымскую тему проходили далеко не везде. Там же, где проходили, мнения относительно содержательной стороны рекомендаций сложились почти одинаковые. С точки зрения идеологии предложенные материалы вопросов не вызывали, а вот фактура многим показалась разрозненной и неравноценной, подобранной наспех. Учителя отмечали, что материалов не хватало на урок, приходилось дополнять ее другими. Словом, на министерский уровень рекомендации не тянули. Приводим высказывания трех учителей истории из разных регионов, в определенной степени отражающие мнения их коллег-историков и обществоведов.Екатерина Черкизова, Кировская область: «У нас было проведено по 1 уроку обществознания в 9-11-х классах, а в средней школе, с 5-го по 8-й класс, состоялись тематические классные часы. В их подготовке наставникам помогала заместитель директора по воспитательной работе. Методическими рекомендациями пользовались, но в них для целого урока было маловато материала, пришлось использовать старые учебники. В старших классах показывали презентацию, взятую из Интернета. Тема урока не была заранее запланирована в рабочей программе, соответственно она не вошла в журнал под настоящим названием, но работа была проведена, несмотря на нехватку времени».Ольга Мурашова, Оренбургская область: «Уроки я проводила в 10-11-х классах, не зная о рекомендациях. Сама стала искать материал и остановилась на документальном фильме 2014 года, посвященном юбилею защиты и освобождения Севастополя. Фильм называется «Битва за Крым». Я его посмотрела сначала сама, потом с небольшими комментариями и дополнениями показала ученикам. Все прошло удачно, как мне показалось. Дети даже задали вопросы по теме, и я им ответила. Уже потом, после вопроса «УГ», посмотрела рекомендации. Должна признать, уровень так себе. У меня ученица 10-го класса готовила материал на научную конференцию примерно на таком же уровне. А были на конференции же доклады детей по крымской теме – многие из них значительно интереснее и содержательнее».Павел Б-ский, Тверская область: «Я не стал проводить уроки на злободневную тему. Мне глубоко чужда идея подведения «прочной исторической» базы под сомнительную политическую авантюру. Разумеется, щадя детские неокрепшие души, я не стал афишировать своего мнения – не делал подобные заявления на своих уроках, но как историк и обществовед не имею морального права пудрить детям мозги, то есть рассказывать сказки о том, что Крым исторически российский. Исторически он и татарский, и греческий, и скифский. Карта мира менялась не однажды за тысячелетие».
Комментарии