search
main
0

Ну, с Богом!..

Высокая НОТА: теология в светском образовании

Пока одни активно лоббируют новые подходы к реализации образовательного процесса, пропагандируют внедрение самых передовых технологий и дисциплин XXI века, отказ от тех или иных «пережитков», другие относятся к этой тенденции весьма настороженно, выступая за проверенную временем «классику» и возвращение к «истокам», за возможную трансформацию формы, но за сохранение «исконного» содержания. В феврале минувшего года была основана Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) – проект общероссийского масштаба. В упомянутом выше контексте событие это выглядит особенно заметным, даже знаковым. В ассоциацию вошли уже более 50 вузов – не только духовные, но и светские, включая ведущие; число растет. Не мешкая учредители действительно сразу взяли высокую ноту, заявив, что своей миссией в широком смысле считают не только популяризацию «светского богословия», но и содействие формированию личности современника, стремительно погружающегося в пучину дилетантства и псевдокомпетентности. Недавно в столице прошел круглый стол, посвященный роли теологии в образовании.

Термин «теология» имеет, как известно, греческое происхождение и означает «богословие». Однако, по словам президента НОТА, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона, в последние годы назрела необходимость провести грань между тем, что изучается в профессиональных духовных учебных заведениях, будь то православные или иные, и теологией как наукой, которая преподается на светской академической территории.
«Сегодня теология занимает подобающее ей место по той причине, что это веление самого времени. Она востребована именно как наука о религии в светском образовательном пространстве. Хотел бы также подчеркнуть, что теология – это не религиоведение, которое предполагает абстрагированность от той или иной религиозной традиции, способность взглянуть на эти традиции со стороны. Теология не подразумевает критического подхода, поскольку взгляд на традиции теология осуществляет изнутри этих традиций. Она не может быть ни поликонфессиональной, ни внеконфессиональной, ни тем более антиконфессиональной или антирелигиозной. Теология всегда связана с определенной действующей традицией. Именно этим мы и руководствовались, создавая модель теологии в сфере светского образования», – отметил митрополит.
В качестве примера владыка привел недавно созданный на базе ассоциации первый диссертационный совет по теологии, который присуждает научные степени. По факту он является православным, хотя отбор в него осуществлялся исключительно по научным критериям и компетенциям. «Мы изначально решили отказаться от попыток создать межконфессиональные диссертационные советы по той простой причине, что такие диссоветы почти неизбежно рискуют превратиться в источник межрелигиозной вражды. А вот экспертный совет ВАК по теологии, задача которого заключается в том, чтобы проверять научную значимость диссертаций, поликонфессиональный», – пояснил митрополит Иларион.
Теология включена в реестр научных специальностей, выдаются соответствующие дипломы, которые признаются в России. Что касается задач теологии в вузах, прежде всего это воспитание специалистов, которые смогут компетентно судить о существующих религиозных традициях, в том числе работая в госструктурах, а не только в системе образования, и осуществляя ту экспертизу, которая сегодня особенно необходима.
«Очень часто в наши дни за религиозную традицию выдается то, что ею не является. Так, мы все часто слышим, например, о терактах, которые проводятся под религиозными лозунгами. Словосочетания «исламский терроризм», «религиозный терроризм» давно стали обыденными. Но лидеры традиционных конфессий всегда подчеркивают, что ни одна конфессия не учит убивать людей, а значит, речь идет о некоем извращении религиозной доктрины. Вот как раз для того, чтобы все могли разобраться, чему же учат ислам, православие и другие традиции, и нужны не только светские религиоведы, но и те люди, которые изнутри самих традиций будут объяснять светскому обществу, что же каждая из этих традиций собой представляет», – сказал президент НОТА.
Ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Сергей Богданов предложил взглянуть на заявленную тему с позиций филологии и «языковой квалификации». НОТА, по его мнению, крайне важный и своевременный проект, который призван не только воспитать полноценных наставников для учащихся, но и вернуть подлинное значение слов современным детям и молодежи.
«Слово – это то, что делает человека человеком. Именно в словах зафиксированы вся культура и знания цивилизации. Только через слово возможна организация коллективного существования. Но сегодня у нас с вами в самом широком смысле со словом не все благополучно. Раньше право на публичную речь принадлежало исключительно подготовленным людям – учителю, священнику, писателю. Сейчас ситуация другая – каждый получил право на публичное высказывание. Особенно ярко это проявляется в соцсетях. Давайте признаем: общий уровень нашего социума, который выражается в том числе в коммуникативных и речевых компетенциях, заметно упал. Мы стали намного реже иметь дело с образцовой речью, с употреблением слов в их истинном значении. А ведь главные для нас слова в значительной степени представлены как раз в евангельских текстах. В последнее время психофизиологическое восприятие молодежью текстов существенно изменилось. Если раньше мы спокойно работали с большими конструкциями, то сейчас сформировалось то, что принято называть клиповым сознанием. Наверное, само по себе это не так уж и страшно, но мы должны это учитывать. Поэтому и возникла столь острая необходимость каким-то образом попытаться вернуть языковую квалификацию тем, кто будет строить будущее России», – отметил Сергей Богданов.
Он перечислил проекты университета, которые реализуются при поддержке НОТА. Так, например, под руководством знаменитого лексикографа Галины Скляревской ведется подготовка второго тома словаря современного русского языка, в котором особое место занимают понятия, относящиеся к религиозной лексике, а также кипит работа по созданию новой версии детской Библии. Это будет гипертекст, выстроенный в формате современных текстов, снабженный мощным мультимедийным рядом. Чтобы выполнить поставленную задачу, требуются усилия специалистов по живописи, историков, теологов, филологов.
«Теология – это изучение и осмысление изнутри той картины мира, которую нам дал Бог. Это и помещение человека в эту картину мира. Ценности и смыслы всегда были свойственны нашей российской высшей школе, педагогической народной школе, нашей национальной традиции вообще. Но сегодня в своей модернизационной деятельности мы, к сожалению, зачастую забываем о своих культурных корнях. Это мешает нам быть самими собой. В педагогических вузах необходимо вернуть аксиологические основы и культурные основания образовательного процесса. Духовная русская традиция являет собой пример глубочайшего синтеза и гармонии и литературы, и культуры. Через возвращение ценностей и смыслов, через обращение к духовным основам, через изучение теологии как предмета высшего образования в качестве отдельного модуля мы раскрываем возможности для расширения духовных основ личности», – считает ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.
В МПГУ преподается теология общего профиля, которая дает представление не только о православии, но и об иных традиционных религиях и конфессиях. Кафедра теологии занимается подготовкой учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и разрабатывает новый курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), который, по мнению ректора, призван продолжить в старших классах то, что было заложено в 4‑5‑х классах на уроках ОРКСЭ.
Ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский в ходе круглого стола с гордостью рассказал о том, что в этом вузе действует единственная во всем мире кафедра храмового зодчества, которая является «абсолютно православной». Поскольку выпускники МАРХИ принимают участие в проектах по восстановлению церквей в масштабах всей страны, им жизненно необходимо понимать, во что именно верили люди, которые эти храмы создавали. Ректор МАРХИ считает, что теология оказывает влияние на душу человека, преображает ее, а заодно через людей способна воздействовать и на окружающий мир. По его словам, храмовое зодчество недаром часто называют богословием в камне, не­удивительно, что теология так нужна и преподавателям, и студентам.
А ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева во время своего выступления обратила особое внимание на то, что теологическое направление является принципиально важным в контексте выбора пути российского образования в целом. Кроме того, его развитие позволит поддерживать традицию непрерывного образовательно-воспитательного процесса и эффективно бороться с мировоззренческим и духовным вакуумом в обществе, в том числе на уровнях школьного и дошкольного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте