search
main
0

НСОТ – нож или вилка? Все новое – это хорошо забытое старое

В 1988 году на Всесоюзном совете по образованию, проходившем во время Всесоюзного съезда учителей, впервые были произнесены слова «дифференцирование заработной платы педагогов». Директор Новгородской школы-интерната для детей-сирот Владимир АВЕРКИН выступил на совете с крамольным на тот исторический момент предложением о том, что зарплата учителей должна зависеть от качества педагогического труда. Разницу в зарплате педагогов, от 120 до 220 рублей, Владимир Николаевич образно назвал вилкой. Геннадий Ягодин, на тот опять же исторический момент председатель Комитета по образованию СССР, возразил, что это будет не «вилка» в оплате, а «нож» в руках чересчур энергичного директора школы-интерната, которым тот «зарежет» своих учителей. В 2007 году Владимир Аверкин, ныне председатель Новгородского областного комитета образования, реализовал свою идею – с 1 сентября в общеобразовательных школах области введена новая система дифференцированной оплаты труда.

– Владимир Николаевич, как у вас возникла идея дифференциации заработной платы в образовании?

– Идея, что называется, витала в воздухе еще в 1980-х годах. Работая тогда в должности директора школы-интерната, я часто задавал себе вопрос: почему при разном качестве труда мои педагоги получают одинаковую зарплату? В интернате, как в любом педагогическом коллективе, каждый человек был на виду. Все замечали, что у одного воспитателя дети опрятные, вежливые, успевающие в учебе. У другого же – все с точностью до наоборот! А деньги за свой труд оба получали одни и те же. И такая ситуация была распространена повсеместно!

Но у меня, как у руководителя образовательного учреждения, не было тогда никаких рычагов воздействия на качество работы учителя, кроме моральных – выговора или благодарности. Когда в 1986 году на собрании в интернате я впервые высказал мысль о дифференцировании заработной платы, коллектив поддержал меня. Но среди руководителей других образовательных учреждений было мало сторонников идеи дифференцированной заработной платы. Большинство полагало, что учителя должны работать исключительно ради любви к детям.

– И тем не менее в то время в Новгородской области были сделаны первые шаги по дифференциации заработной платы учителей?

– Да, некоторые нововведения областному комитету образования, в должности председателя которого я состою с 1992 года, удалось организовать благодаря поддержке губернатора Новгородской области Михаила Прусака. Опыт нашей области заключался в том, что при аттестации на высшую категорию дополнительно к федеральным требованиям мы ввели критерии аттестации на первую, вторую и третью ступени. Учителя с высшей категорией второй и третьей ступеней получали соответственно на 20 и 50 процентов больше ставки педагогов, имеющих высшую категорию первой ступени. С 1998 года аттестация на высшую категорию первой, второй и третьей ступеней была введена и для руководящих работников. Но аттестация не в полной мере учитывала результат труда, была ориентирована на такие стороны деятельности, как, например, ведение опытно-экспериментальной работы, руководство районными или городскими методическими объединениями.

В 2000 году органы управления образованием субъектов РФ утратили право устанавливать свой порядок аттестации. Мы нашли другой выход – областные надбавки. В 2001-м вышло областное положение о стимулировании особых достижений в педагогической деятельности, которое заменило в 2006 году действующее и поныне положение «О стимулировании особых достижений в профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Новгородской области и муниципальных общеобразовательных учреждений». В соответствии с ним в течение 2007 года областную надбавку в размере от 370 до 6470 рублей в месяц получают 1200 педагогов и руководящих работников. Средства на выплату надбавок предусматриваются в расходах на содержание общеобразовательных учреждений дополнительно к расходам, рассчитанным в соответствии с областными нормативами.

Областные надбавки сохранятся после введения новой системы оплаты труда. Надбавки подготовили новгородских учителей к введению НСОТ, поскольку они выплачиваются именно за результат педагогического труда. Например, за победы учеников конкретного педагога на областных, зональных и общероссийских предметных олимпиадах или высокий результат выпускного класса ЕГЭ.

– А как быть с учителями, «не вписывающимися» в систему надбавок? Например, по иностранному языку нет ЕГЭ и нет олимпиад, а в начальных классах, кроме четвертого, не оценивается конечный результат труда учителя. Есть сельские школы-комплексы, где до 30 процентов учеников составляют дети с ограниченными возможностями, заполняющие целые коррекционные классы. Какой у таких ребят может быть результат ЕГЭ? При этом их педагоги стараются не меньше прочих.

– Безусловно, система надбавок еще несовершенна. Поэтому в нее ежегодно вносятся изменения. Относительно некоторых категорий учителей нужно разработать дополнительные критерии. Выходом из ситуации является и введение НСОТ. Новая система оплаты труда позволит каждой школе справедливо и открыто распределить между своими учителями денежные средства по уже разработанным внутришкольным положениям о материальном стимулировании работников.

Например, с 1 января 2007 года все школы разработали критерии оценки деятельности классных руководителей. Так, одна из школ Боровичского района приняла у себя такие критерии, где один балл условно «стоит» 5 рублей. Результаты деятельности классных руководителей в школе оцениваются каждое полугодие. Кроме того, промежуточные итоги контролируются ежемесячно. И областные надбавки за классное руководство в этой школе у всех педагогов разные.

– Система надбавок касается только отдельных учителей? А «две школы, стоящие на одной улице», по-прежнему получают одинаковые деньги?

– Около 15 лет в Новгородской области действует рейтинг по оценке работы муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений более чем по 100 показателям. Рейтинговая система также явилась у нас прообразом НСОТ. Информацию для рейтинга получают из разных источников, в том числе путем анкетирования родителей и учеников, сведения, например, по правонарушениям среди несовершеннолетних сверяются с данными правоохранительных органов.

Подведению итогов рейтинга предшествует совместная работа специалистов органов управления образованием разного уровня и директоров образовательных учреждений, которые готовят самоанализ деятельности своих школ. Ежегодно на совещаниях в присутствии представителей муниципальных районов эти итоги оглашаются. Если задача по какому-либо критерию выполнена, он снимается. Например, критерий «финансовая самостоятельность» был актуален в 1994 – 1995 годах. Когда все образовательные учреждения в 1996 году стали самостоятельными, мы перестали нуждаться в этом показателе. Или критерий «нормативное финансирование». Кто-то стал пользоваться этой методикой, а кто-то еще думал – и ему в этих размышлениях помогал соответствующий критерий. В 2000 году мы и эту работу завершили.

Стимулом для лучшей работы школ стал и областной дополнительный норматив финансирования расходов на денежное вознаграждение общеобразовательных учреждений, получивших по итогам государственной аккредитации высшую или первую категории. Эти школы за особые достижения получают дополнительное финансирование, в этом году оно составляет 11,9 миллиона рублей.

– Насколько повысится зарплата учителей после введения НСОТ? Какую роль в повышении сыграет тот факт, что Новгородская область вошла в число победителей первого этапа конкурса в рамках нацпроекта «Образование»?

– После победы в конкурсе школы области уже получили 50 из 63 миллионов рублей. За счет субсидий из федерального бюджета мы сможем повысить заработную плату педагогов в течение трех лет на 60 процентов (сверх планового повышения в сентябре этого года на 15 процентов). В 2007 году рост абсолютного значения средней зарплаты учителей по отношению к 2006-му должен составить 25 процентов. Это, повторю, средняя цифра. Педагоги будут получать дифференцированную зарплату в зависимости от результатов их деятельности. Поэтому у кого-то рост может составить и 30, и 40 процентов. В 2008 году рост абсолютного значения зарплаты новгородских педагогов по отношению к 2006-му должен быть 45 процентов, а в 2009-м – 60.

С 1 сентября этого года школа с наивысшим рейтинговым результатом будет получать по нормативу на одного ученика 1500 рублей в месяц, а школа с самым низким результатом в области – 500 рублей.

– Есть ли факторы, мешающие, на ваш взгляд, внедрению НСОТ?

– Наши учителя давно получают разные надбавки, для большинства разница в зарплате – естественный факт. Есть уверенность, что педагогические коллективы не формально отнесутся к разработке положений о материальном стимулировании, а сделают этот процесс открытым и понятным для всех. И тем самым внесут много новых идей и предложений по совершенствованию НСОТ.

– Вам не кажется, что для отдельных педагогов нововведение означает именно «нож», а не «вилку»? Может ли НСОТ привести к конкуренции, которая повысит общий уровень педагогических кадров?

– Может, при условии, что стимулирующая часть зарплаты в несколько раз станет превышать базовую, и зарплата учителя приблизится к европейскому уровню. Тогда лучшие выпускники школ будут думать о том, чтобы попробовать себя в роли педагогов.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте