search
main
0

Нравы по Прометею Путь к совершенству укажут долг, знания и совесть

В начале учебного года уместно вспомнить о “первом европейском министре” образования, официально назначенном властью. Вспомнить о Прометее – родоначальнике науки педагогики и авторе уникальной программы образования – творческого шедевра, непревзойденного интеллектуального чуда света. И пусть это образ, навеянный легендами Древней Греции, он, как мне кажется, очень актуален сегодня.

Прометей, в переводе – предусмотрительный, продумывающий любую ситуацию до ее возникновения, во время действия и ее последствия. Он был одним из семи титанов. Его братьями были Атлант, Эпиметей и Мелетий. Предвидя победу Зевса над кровожадным Кроном в борьбе за Олимп, он поддержал громовержца и убедил Эпиметея поступить так же. Но, к сожалению, после смены власти на Олимпе мало что изменилось в жизни богов. Появлялось множество новых и не меньше исчезало в тщеславной борьбе за привилегии, влияние и прочие “прелести” власти. Самых властолюбивых богов уничтожал сам Зевс.
Многоумному Прометею эти бесконечные войны и кровавые конфликты богов изрядно надоели, и он, взяв в союзницы Афину, богиню мудрости, предложил Зевсу создать людей, внешне похожих на богов, но простых смертных, послушных и богобоязненных. Люди будут боготворить его и любимых богов, поклоняться им, убеждал Прометей. Это позволит правителю мира остановить конвейеры боготворчества и богоуничтожения, и на Олимпе воцарятся спокойствие и безопасность.
После недолгого раздумья Зевс согласился. Боги приступили к созданию рода человеческого. Правитель мира поручил Прометею научить людей всем наукам и искусству.
Прометей, понимая, какую непосильную ношу взвалил на него Зевс, не отступил и взялся за образование человечества. Вначале он разработал науку педагогику, в которой изложил ее предмет и задачи, общие закономерности развития и воспитания личности, возрастные особенности детей, педагогический процесс (цель, задачи и организация образования), сущность, содержание, мотивацию, принципы, правила, методы и формы личностно-ориентированного обучения и воспитания. Творец, в те далекие заоблачные годы, создал самую демократичную, о которой мы много говорим всуе сегодня, систему образования и блестяще (в современной педагогической мысли нет аналогов) изложил ее. В оригинале она звучит так:
“Прометей привел людей на развилку и показал им две дороги, дорогу свободы и дорогу рабства. Дорогу свободы он представил поначалу неровной, узкой, крутой и безводной, усеянной шипами и полной опасностей, к концу же – ровной и гладкой, легко проходимой, с плодородными рощами и обилием влаги, чтобы все страдания завершились там отдохновением.
А дорогу рабства он представил поначалу ровной и гладкой, поросшей цветами, приятной на вид и полной наслаждений, к исходу же – узкой, крутой и каменистой”.
Остановимся и еще раз прочитаем этот шедевр, переданный нам Эзопом из шестого века до новой эры. Какая глубина, какая бездна мысли, изложенная в предельно ясной и доходчивой форме. Попробуем заглянуть внутрь этого старинного таинственного манускрипта.
Понятно, что дорога свободы – это дорога самого тяжелого труда, умственного, особенно в начале пути. Это путь наращивания творческого интеллектуального потенциала, который позволяет приобретенные знания преобразовывать в навыки и умения. В умение уже физически трудиться и улучшать свои жилищные условия, быт, орудия труда. Чем дальше человек продвигается по дороге знаний и умений, тем меньше он зависит от невзгод жизни, тем свободнее он становится. Вот лейтмотив программы образования Прометея. По этому пути он стремился повести людей. Это стало его мечтой. Увы, неосуществимой.
Человек его времени не ринется сквозь тернии к звездам, он охотнее выберет дорогу рабства – дорогу лени, праздности, развлечений и вседозволенности. И не по своей воле, а потому, что его сделали таким боги Олимпа. Они поселили в душе человека только страх и сделали его полностью зависимым от воли и прихоти богов.
Прометей полюбил людей, как своих детей. Он мечтал видеть их свободными и счастливыми и сознательно пошел против воли богов, предвидя их неминуемый гнев. Титан дал человечеству для творчества четыре меры: веса, времени, длины и совести. Первые три физически общались с ним, последняя поселилась в душе человека. С этого времени страх – наследство богов и совесть – дар Прометея живут вместе. По замыслу титана, совесть должна подавлять страх, и для нее он возвел в душе человека алтарь и святилище. Осталось только добыть священный огонь.
Прометей отправился к Афине с просьбой разрешить ему входить на Олимп с черного хода и получил от нее разрешение. Он поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющий уголек и засунул его внутрь стебля тростника. После этого он загасил факел, незамеченным вернулся на землю и зажег священный огонь в душах людей. И они поняли, что лень – царица всех пороков и невзгод, которые гурьбой ведут человека в рабство. Они осознали, что лень – дитя плохого воспитания. Совесть не позволяла человеку лениться и делать дурные поступки. А если он и совершал их ненароком, тогда к нему приходил стыд. Если человек упорствовал в своих заблуждениях, тогда к нему приходил срам в виде общественного порицания.
“Школа не была единственным местом, где чему-либо обучались. Само пребывание в тесной среде полиса, где малейшее событие немедленно становилось известным и подвергалось всяческому обсуждению, необыкновенно способствовало развитию сознания”.
(Ж.Жирар. Афинское воспитание).
Индивидуум, совершив любое действие, мог заглянуть себе в душу и спросить: “Все ли я правильно сделал?”. И получал ответ. Человек стал постоянно общаться со своей совестью, и это облегчало ему путь к совершенству и благополучию. Для накопления высокого творческого интеллектуального потенциала требовались не только целеустремленность, но и дисциплинированность и высокая нравственность. “Помните, – не уставал наставлять Прометей, – кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, нежели успевает”. Люди соединили в себе энергию характера с одаренностью духовными силами. У греков в шестом веке до н.э. воображение охлаждалось разумом, чувство – сознанием, а страсть – размышлением. Люди стали бесконечно любознательны.
Зевс поразился такому быстрому росту человеческих талантов и их возрастающей власти над природой, а когда он докопался до истинной причины появления человеческой цивилизации, взбесился и задумал уничтожить всех людей, но было уже поздно. Люди сами пряли свою жизненную нить и вершили свою судьбу. Один Прометей был беззащитен перед гневом Зевса. Повелитель мира распял героя в горах Кавказа, и орел ежедневно клевал ему печень.
Теперь мы знаем, за какой огонь пострадал и был обречен на муки Прометей. Знали и многие другие, но помалкивали. Видимо, святая инквизиция старалась вытравить из сознания людей, что судьба Иисуса как будто скопирована с судьбы Прометея с небольшими поправками. И шесть Господних заповедей, относящихся к человеку: почитай отца своего и мать свою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради, не лги; не завидуй – были хорошо известны и почитаемы древними греками. Современник Платона Гиппиас (шестой век до н.э.) в полном соответствии с народными представлениями говорил: “Самое лучшее для каждого человека во все времена и в любом месте, чтобы… иметь значение среди своих сородичей, дожить до старости и, воздав, как надлежит, последние почести своим родителям, умереть и быть погребенным своими потомками с тем же почетом”.
Удивительно, что люди еще много веков назад поняли, что в человеке нравственность и воспитание – первично. Все остальное – продукт воспитания, т.е. вторично. И в заключение – фрагмент из письма лорда Ф.Честерфилда сыну, написанного двести лет назад:
“Каким же путем достигается совершенство, которого ты обещаешь добиться? Во-первых, надо исполнять свой долг перед Богом и перед людьми – без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но и просто невыносимым. Помни об этих трех задачах…”

Рудольф КУЛИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте