Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нравственное воспитание – на высоте

УГ - Москва, №28 от 15 июля 2014. Читать номер
Автор:

​На очередном заседании Общественного совета при Департаменте образования под председательством Нины Минько были подведены итоги введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях Москвы. В работе совета принял участие министр образования Москвы Исаак Калина.

С 2012 года в общеобразовательных организациях города Москвы для обучающихся 4-х классов введено преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (курс «ОРКСЭ»). Преподавание всех модулей курса «ОРКСЭ» («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики») происходит в соответствии с общей педагогической целью, едиными задачами, требованиями к достижениям конечных образовательных результатов. В городе разработаны программы курсов повышения квалификации, в соответствии с которыми осуществляется подготовка преподавателей модулей курса «ОРКСЭ».Общеобразовательные организации Москвы обеспечены необходимым количеством учебников по курсу «ОРКСЭ». Согласно статье 18 Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:    учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;    учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.Совместно с представителями традиционных религиозных культур (и особенно с РПЦ) подготовлены методические рекомендации по проведению свободного информированного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) модулей курса «ОРКСЭ» (Регламент и книга для родителей).Осуществляются информационно-методическая поддержка (выпуск учебных пособий, проведение семинаров, совещаний, круглых столов и пр.) и мониторинг качества введения курса (итоги приложены).На сайте Департамента образования Москвы (http://dogm.mos.ru/education/allschool/religion.php) и на сайте лаборатории истории и культуры религий мира МИОО создана отдельная страница, посвященная ОРКСЭ (http://unescomsk.ru/).С 1 февраля 2012 года действует московское информационное пространство «ОРКСЭ» – портал для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056.На всех типовых сайтах общеобразовательных организаций создана страница «ОРКСЭ», на которой есть вся необходимая справочная литература для родителей (законных представителей) для обеспечения свободного информированного выбора модулей курса «ОРКСЭ».    Материалы для учителей и организаторов введения курса «ОРКСЭ» опубликованы в 24-м номере 2012 года журнала «Вестник московского образования».    Налажено взаимодействие с коллегами из Тверской области (стажировочной площадкой для Москвы). Кроме этого, Москва поддерживает контакт и с другими регионами РФ (Санкт-Петербургом, Московской, Владимирской, Ярославской областями).В рамках организованного введения данного курса проведены все запланированные мероприятия; налажено сотрудничество департамента с традиционными конфессиями; работает Координационный совет Москвы; подготовлены педагогические кадры (в общей сложности более 5000 учителей).В этом учебном году подготовка учителей шла по трем основным направлениям: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» (72 ч., 144 ч.).Курсы работают при непосредственном участии представителей традиционных религиозных культур. От РПЦ – представители духовенства, викариатств Москвы РПЦ, профессорско-преподавательского состава Московской православной духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного университета, Николо-Угрешской, Николо-Перервинской и Сретенской духовных семинарий.В дальнейшем работа курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, организуемых МИОО, будет продолжена с учетом запросов от педагогов города по изучению методики преподавания и теоретических материалов отдельных модулей курса.В помощь московскому учителю курса «ОРКСЭ» московские педагоги и методисты разработали рабочие тетради по основам православной культуры, светской этики, мировых религиозных культур, книгу для учителя по истории мировых религиозных культур, методические пособия для учителей по основам исламской и буддийской культуры.Особое внимание в 2013-2014 гг. департамент уделял организации в общеобразовательных учреждениях города свободного информированного выбора родителями обучающихся (или их законными представителями) модуля курса «ОРКСЭ». Совместно с представителями конфессий разработан Регламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса «ОРКСЭ» и Книга для родителей, в соответствии с которыми в московских школах и был организован процесс выбора модуля курса.Взаимодействие с РПЦ:    Особое внимание Департамент образования уделяет методической поддержке участия московских школьников в мероприятиях духовно-нравственного и патриотического содержания, организации цикла уроков-экскурсий по программе курса «ОРКСЭ» в рамках столичного культурно-образовательного проекта «Урок в Москве», участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях духовно-нравственной и историко-культурной направленности.    Ежегодно обучающиеся московских школ участвуют в Общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры, становятся ее победителями и призерами. За шесть лет существования олимпиады 45 обучающихся московских государственных и православных школ становились победителями суперфинала олимпиады. В 2010 году ученица 11-го класса гимназии №1584 Алиса Поклонская стала победительницей заключительного этапа олимпиады, что позволило ей с досдачей лишь специального экзамена по рисованию быть зачисленной на факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Среди победителей олимпиады 2011 и 2013 годов стоит особо отметить шестиклассника Ивана Николаева из лицея №1535 и семиклассницу Евгению Шадрину из школы №1119, которые, несмотря на свой юный возраст, по результатам предварительных этапов были допущены к участию в суперфинале олимпиады среди старшеклассников, а в итоге стали ее победителями. С каждым годом интерес к олимпиаде и число ее участников неизменно растут. В текущем учебном году в олимпиаде по основам православной культуры приняли участие уже 6000 московских школьников.    С 2009 года частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (православная школа) для учащихся 6-9-х классов проводит окружную (открытую) культурно-образовательную олимпиаду «Свеча России», в которой принимают участие команды из разных регионов страны (16 регионов). Олимпиада проводится в рамках празднования Дня православной книги и Дня славянской письменности и культуры. Участие в олимпиаде способствует развитию у школьников интереса к изучению традиций народов России, приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию страны.    В 2013 году для обучающихся основной и старшей школы впервые стартовала организованная Департаментом образования совместно с Русской православной церковью и при поддержке Фонда социально-культурных инициатив конкурсная программа «Славим Отечество!», посвященная преодолению великой смуты и историко-культурным достижениям русского народа в период правления династии Романовых. Конкурсная программа объединила в себе 4 направления: конкурс театрального искусства, фотоконкурс, конкурс стихотворных произведений, конкурс творческих исследовательских работ. Ко всем номинациям был проявлен живой интерес, показана серьезная совместная работа педагогов и обучающихся в области создания творческих исследовательских проектов. В конкурсе приняли участие более 1000 московских школьников.    Среди московских ученических конкурсов хочется отметить ежегодно организуемый Московским институтом открытого образования совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом Московский городской конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Изучение истории и культуры религий мира» для учащихся 1-11-х классов и дебют конкурса «Игумен земли Русской», организованного для московских школьников Отделом религиозного образования и катехизации Москвы и посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, а также впервые проведенную в этом году Православным институтом святого Иоанна Богослова многопрофильную олимпиаду для старшеклассников «В начале было Слово…».    Ежегодно осуществляется методическое сопровождение участия школьников в организуемой Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом Всероссийской интеллектуальной олимпиаде школьников «Наше наследие», Международном конкурсе-фестивале детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда», Международном конкурсе-фестивале декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо», других конкурсах и фестивалях социокультурной и духовно-нравственной направленности, где московские школьники не только принимают участие, но и регулярно становятся победителями и призерами.    Особое внимание уделяют и методическому сопровождению конкурсов профессионального мастерства в области преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания. Победителями и призерами регионального и межрегионального этапов Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в разные годы становились методисты, директора школ и центров внешкольной работы, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, учителя начальной школы, педагоги-предметники, преподаватели-организаторы, учителя-логопеды детских садов. В 2010 году абсолютным победителем финального этапа конкурса стала директор московской православной школы «Живоносный Источник» Елена Макарова (1-е место), а в 2012 году – методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Татьяна Петракова (3-е место), которая сегодня возглавляет Совет Ассоциации учителей православной культуры Москвы, образованный в 2012 году. Сегодня ассоциация объединяет лучших московских учителей основ православной культуры, начальных классов, педагогов-предметников, методистов, представителей науки, культуры, священнослужителей (всего более 100 человек).    Уже третий год для учителей основ православной культуры Московский институт открытого образования совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом проводит Московский открытый конкурс «Лучший учитель православной культуры». В 2011 году его победителем стала учитель основ православной культуры и методист кафедры «ЮНЕСКО» Московского института открытого образования Юлия Васечко, которая сегодня автор одного из лучших учебников по «Основам православной культуры» для 4-го класса (изд. «Русское слово», 2013 г.), уже успевшего полюбиться многим московским учителям.    На базе Западного учебного округа апробирована московская региональная модель взаимодействия школы, семьи и Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.    При московских храмах сегодня активно создают службы общественных методистов, совместно с которыми в школах Москвы ведется активная работа, включающая организацию циклов экскурсий, праздников, семинаров, факультативов, культурно-просветительских бесед, тематических классных часов, семейных гостиных, олимпиад, конкурсов, выставок, патриотических, экологических, волонтерских акций и многое другое. Эта деятельность с учетом территориальной близости школ к храмам проводится по районам в рамках открытых ежемесячных семинаров с привлечением специалистов в области истории религий, культурологов, теологов, православных психологов, священнослужителей. Опыт Западного округа успешно используют в других округах столицы – Восточном, Южном, Юго-Западном, Северо-Восточном, Северо-Западном, на территориях Новой Москвы.     5 марта 2013 года в Департаменте образования впервые состоялось совместное совещание с представителями Русской православной церкви по проблемам преподавания модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях столицы.    16 апреля 2013 года состоялась Московская городская конференция учителей православной культуры «Преподавание модуля «Основы православной культуры»: результаты и перспективы».    Московские методисты и учителя активно участвовали в мероприятиях XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».    29 января 2014 года в храме Христа Спасителя более 800 московских педагогов приняли участие во II Общемосковской конференции учителей основ православной культуры «Преподавание модуля «Основы православной культуры» в светской школе – опыт Москвы и Подмосковья, проблемы и пути решения».    28 и 29 января 2014 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений при поддержке Департамента образования состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества». В конференции традиционно принимали участие школьники, педагоги, студенты, представители науки, культуры, родительской общественности, духовенство. Интерес к конференции, география и число ее участников с каждым годом возрастают.    Подготовлен сборник «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Взаимодействие школы, семьи и Русской православной церкви» (изд. центр «Школьная книга», 2013 год).Можно с уверенностью сказать, что сегодня в Москве выстраивают целостную систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при непосредственном участии Русской православной церкви, других традиционных конфессий.Многое еще впереди, мы открыты к сотрудничеству и сотрудничаем с регионами, готовы учиться и делиться опытом, развивать наше дальнейшее взаимодействие с РПЦ и другими конфессиями.Нина МИНЬКО, председатель Общественного совета при Департаменте образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту