В прошлом года была принята концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и как часть ее – историко-культурный стандарт, который определяет структуру преподавания предмета и его содержательную составляющую. Какие изменения в связи с этим произойдут в школьных учебниках? Издательство «ДРОФА» решило узнать мнение экспертов по данному вопросу.
«Современный учебник должен вернуть доверие ученика», – считает Иван ФЕДОРОВ, методист, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года, призер конкурса «Учитель года Подмосковья-2008», преподаватель истории гимназии №1539 г. Москвы.
– Иван Николаевич, каким тенденциям должен, по вашему мнению, соответствовать новый учебник истории России и почему?
– Что, на ваш взгляд, ждут от учебника истории сегодня учителя и ученики в школах? Чего им не хватает?
– В какой степени современный учебник должен отвечать основным требованиям нового историко-культурного стандарта? Отвечает ли данный стандарт требованиям современного образования и преподавания в области истории?
«Живые примеры – вот что необходимо для истории», – убежден Олег ВОЛОБУЕВ, доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета.
– Олег Владимирович, каким, по вашему мнению, должен быть современный учебник истории? Какова его роль в процессе преподавания истории в школе?
– То есть инициативу о едином учебнике и едином подходе к преподаванию истории в школах вы не поддерживаете?
– А как вы в целом относитесь к инициативе историко-культурного стандарта?
– Но есть же какие-то основные факты и имена, которые каждый ученик обязан знать? Как быть с теми, кто не знает даже их?
– Может быть, для тех учеников, кто в меньшей степени интересуется предметом, следует привлекать дополнительные материалы, которые смогут его заинтересовать?
– Вы ранее говорили о проблеме того, что одним ученикам история нужна в большей степени, другим – в меньшей. Эта проблема во многом решается с введением профильных классов, когда ученик может выбирать уровень изучения предмета: углубленный или базовый. Должны ли в этом случае быть разные учебники?
– А чего, на ваш взгляд, сегодня принципиально не хватает школьным учебникам? Должны ли быть какие-то изменения в их структуре, в том, как подается материал?
– То есть осуществлять функцию учебника как навигатора?
– А воспитательная функция должна присутствовать в учебниках?
– Главным должен быть именно учитель?
Комментарии