В скором времени новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) появится и у дошкольного образования. Работа над проектом стандарта уже началась. Предполагается, что он решит многие вопросы, касающиеся качества этого уровня образования. Чем будет отличаться новый ФГОС от действующего и как с его помощью планируется организовать работу с детьми, нуждающимися в особом подходе, обсудили на круглом столе в РИА Новости.
– Стандарт дошкольного образования станет стандартом особого типа, он нацелен на поддержку разнообразия детства. Такой характеристики не было никогда, – отметил руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС дошкольного образования Александр Асмолов.
– Стандарт необходим как инструмент стыковки уровней образования друг к другу. Сегодня есть проблемы выстраивания культуры детства. Детские сады дают неполный охват детей, некоторые родители сознательно не отдают детей в дошкольные учреждения, но дети затем идут в школу и должны продемонстрировать определенный набор знаний, – подчеркнул директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.
Предполагается, что новый стандарт будет решать ряд сложнейших проблем, которые касаются не только системы образования, но и современного общества в целом.
– Проблема социального неравенства сегодня не ослабевает. По мере возможности с помощью нового стандарта надо решить в этих условиях вопрос доступа к дошкольному образованию, особенно для детей из незащищенных социальных слоев. Кроме того, стандарт и все сопутствующие ему документы должны найти способ привлечь бизнес-структуры к организации дошкольного образования. Кроме того, стандарт поможет повысить педагогическую грамотность самой семьи, которая, конечно, сегодня далека от идеала, – продолжил мысль Владимир Собкин.
На новый стандарт возложена еще и другая большая задача. Сегодня формируется понимание того, что детей в дошкольных учреждениях надо не просто учить и готовить к школе, надо, скорее, помочь им полноценно прожить этот этап, преодолеть все кризисы, свойственные этому возрасту.
– Не ребенок должен готовиться к школе, а школа к принятию ребенка, – подчеркнул Александр Асмолов.
В частности, предлагается вернуть статус игровым занятиям как одной из основных форм образования, воспитания и коммуникаций детей.
Выиграть от создания нового ФГОС должны не только дети, но и сами воспитатели. Так, по данным исследования, которое представила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, сегодня воспитатели надеются на изменения во многих сферах их деятельности: на обеспечение безопасности воспитателя в условиях достаточно напряженной ситуации в современном обществе. Также им хотелось бы, чтобы стандарт помог преодолеть проблемы взаимоотношений между ними и родителями. Педагоги ждут снижения потока документов, которые им приходится готовить, создания большего числа доступных образовательных программ для педагогов, которые можно оперативно применять.
Интересным выводом явилось и то, что, по мнению воспитателей, детей не обязательно учить считать и писать, возможно, это задача в первую очередь школы.
В то же время педагоги начальной школы, согласно данным этого же исследования, хотят получить послушного, подготовленного ученика, который уже знает счет и умеет писать, хотя бы печатными буквами. Налицо диаметрально противоположные ожидания, которые группе разработчиков придется учитывать и искать какой-то компромисс, который не выльется ни в ухудшение качества дошкольного образования детей, ни в перегрузки.
В то же время, по словам Татьяны Волосовец, родители еще более требовательны. Им, недобравшим каких-то знаний в своем детстве, хочется, чтобы уже с 3 лет их детей учили, например, иностранным языкам. Такие завышенные ожидания не ведут ни к чему, кроме невроза у самого ребенка и конфликтов с педагогами.
– Около 50 процентов родителей хотят, кроме общего дошкольного образования, получать еще и дополнительные опции: например, чтобы ребенок занимался плаванием или игрой на музыкальных инструментах, – отметила Татьяна Волосовец.
В таких условиях конечно же придется налаживать программы дополнительного образования в самих детских садах, либо организовывать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, чтобы ребенок не разрывался между детским садом и, например, музыкальной школой.
– Сегодняшние дети крайне поляризованы: есть большая группа детей с высоким уровнем развития и с ограниченными возможностями. Им обеим нужен особый подход. Любой стандарт предполагает достижение какого-то результата, здесь таким результатом может стать именно социализация детей, освоение ими базовых ценностей, культуры мира, – отметила заместитель декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карабанова.
При всем разнообразии мнений, пожеланий и проблем, разработчикам стандарта придется трудиться в энергичном темпе.
– Обсуждение стандарта родителями, экспертными группами, общественностью пройдет уже летом. Хотелось бы, чтобы особое внимание участники обсуждения обратили на требования к результатам социализации, заданные в стандарте, требования к базовой программе и т.д. С 1 сентября стандарт будет в проектном режиме введен в работу ряда пилотных учреждений страны, чтобы, по принципу Гиппократа, не навредить, – подвел итоги обсуждения Александр Асмолов.
Фото автора
Комментарии