search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Рособрнадзор: предложение разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный будет рассмотрено Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Школьные и студенческие олимпиады на 2022/2023 учебный год: Минпросвещения предложило новый перечень Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе Банановая кожура помогает в профилактике рака и укрепляет здоровье сердца Скоро в школу: что важно сделать до начала учебного года Исполняющим обязанности ректора МГУТУ имени К.Г. Разумовского назначен Арсений Миронов «Просвещение» приглашает на всероссийский августовский онлайн-педсовет Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения Всероссийская акция «Спасибо, учитель!» пройдет в большинстве регионов страны Диетологи призывают поставить лишний вес к стенке Как избежать инфаркта в жару: советы кардиолога

Новый стандарт образования для дошколят обсудят летом и введут в пилотном режиме уже с 1 сентября

В скором времени новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) появится и у дошкольного образования. Работа над проектом стандарта уже началась. Предполагается, что он решит многие вопросы, касающиеся качества этого уровня образования. Чем будет отличаться новый ФГОС от действующего и как с его помощью планируется организовать работу с детьми, нуждающимися в особом подходе, обсудили на круглом столе в РИА Новости.

– Стандарт дошкольного образования станет стандартом особого типа, он нацелен на поддержку разнообразия детства. Такой характеристики не было никогда, – отметил руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС дошкольного образования Александр Асмолов.

– Стандарт необходим как инструмент стыковки уровней образования друг к другу. Сегодня есть проблемы выстраивания культуры детства. Детские сады дают неполный охват детей, некоторые родители сознательно не отдают детей в дошкольные учреждения, но дети затем идут в школу и должны продемонстрировать определенный набор знаний, – подчеркнул директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

Предполагается, что новый стандарт будет решать ряд сложнейших проблем, которые касаются не только системы образования, но и современного общества в целом.

– Проблема социального неравенства сегодня не ослабевает. По мере возможности с помощью нового стандарта надо решить в этих условиях вопрос доступа к дошкольному образованию, особенно для детей из незащищенных социальных слоев. Кроме того, стандарт и все сопутствующие ему документы должны найти способ привлечь бизнес-структуры к организации дошкольного образования. Кроме того, стандарт поможет повысить педагогическую грамотность самой семьи, которая, конечно, сегодня далека от идеала, – продолжил мысль Владимир Собкин.

На новый стандарт возложена еще и другая большая задача. Сегодня формируется понимание того, что детей в дошкольных учреждениях надо не просто учить и готовить к школе, надо, скорее, помочь им полноценно прожить этот этап, преодолеть все кризисы, свойственные этому возрасту.

– Не ребенок должен готовиться к школе, а школа к принятию ребенка, – подчеркнул Александр Асмолов.

В частности, предлагается вернуть статус игровым занятиям как одной из основных форм образования, воспитания и коммуникаций детей.

Выиграть от создания нового ФГОС должны не только дети, но и сами воспитатели. Так, по данным исследования, которое представила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, сегодня воспитатели надеются на изменения во многих сферах их деятельности: на обеспечение безопасности воспитателя в условиях достаточно напряженной ситуации в современном обществе. Также им хотелось бы, чтобы стандарт помог преодолеть проблемы взаимоотношений между ними и родителями. Педагоги ждут снижения потока документов, которые им приходится готовить, создания большего числа доступных образовательных программ для педагогов, которые можно оперативно применять.

Интересным выводом явилось и то, что, по мнению воспитателей, детей не обязательно учить считать и писать, возможно, это задача в первую очередь школы.

В то же время педагоги начальной школы, согласно данным этого же исследования, хотят получить послушного, подготовленного ученика, который уже знает счет и умеет писать, хотя бы печатными буквами. Налицо диаметрально противоположные ожидания, которые группе разработчиков придется учитывать и искать какой-то компромисс, который не выльется ни в ухудшение качества дошкольного образования детей, ни в перегрузки.

В то же время, по словам Татьяны Волосовец, родители еще более требовательны. Им, недобравшим каких-то знаний в своем детстве, хочется, чтобы уже с 3 лет их детей учили, например, иностранным языкам. Такие завышенные ожидания не ведут ни к чему, кроме невроза у самого ребенка и конфликтов с педагогами.

– Около 50 процентов родителей хотят, кроме общего дошкольного образования, получать еще и дополнительные опции: например, чтобы ребенок занимался плаванием или игрой на музыкальных инструментах, – отметила Татьяна Волосовец.

В таких условиях конечно же придется налаживать программы дополнительного образования в самих детских садах, либо организовывать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, чтобы ребенок не разрывался между детским садом и, например, музыкальной школой.

– Сегодняшние дети крайне поляризованы: есть большая группа детей с высоким уровнем развития и с ограниченными возможностями. Им обеим нужен особый подход. Любой стандарт предполагает достижение какого-то результата, здесь таким результатом может стать именно социализация детей, освоение ими базовых ценностей, культуры мира, – отметила заместитель декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карабанова.

При всем разнообразии мнений, пожеланий и проблем, разработчикам стандарта придется трудиться в энергичном темпе.

– Обсуждение стандарта родителями, экспертными группами, общественностью пройдет уже летом. Хотелось бы, чтобы особое внимание участники обсуждения обратили на требования к результатам социализации, заданные в стандарте, требования к базовой программе и т.д. С 1 сентября стандарт будет в проектном режиме введен в работу ряда пилотных учреждений страны, чтобы, по принципу Гиппократа, не навредить, – подвел итоги обсуждения Александр Асмолов.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте