search
main
0

Новый стандарт – новый предмет!

​Всем хорошо запомнились общественные обсуждения стандарта, прошедшие после выхода первой его редакции в прошлом году. Будет ли способствовать новый стандарт развитию школы и повышению качества обучения или приведет к снижению образовательных результатов выпускников – вопрос сложный. Мнения экспертов сильно расходятся, однако, на мой взгляд, перед школой и органами управления образованием стоят более конкретные и практические вопросы: как адаптироваться к новым требованиям в очень сжатые сроки? Задача перехода на новые стандарты многоаспектна и предполагает сильную перестройку образовательных программ и механизмов работы школы. Среди наиболее актуальных проблем особого внимания заслуживает введение нового обязательного предмета – индивидуального проекта.

Индивидуальный проект в школе – зачем? Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. Результаты проекта станут ключевым элементом портфолио, и именно в проектной деятельности наиболее ярко будут проявляться способности учащихся.Каким должен быть индивидуальный проект?Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой. А для того чтобы проект был действительно интересен учащемуся, он должен иметь практическую и социальную значимость для некоторого «социального заказчика». Выполнить все эти условия весьма непросто. Очевидно, у школы есть два пути при внедрении нового предмета. Первый путь наиболее простой: формировать темы индивидуальных проектов и обеспечивать тьюторское сопровождение силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы. При таком подходе существует серьезный риск того, что учебные проекты будут простым продолжением одного из предметов, следовательно, их качество будет ограничено профессиональными знаниями педагога и наличием информационных и материальных ресурсов в школе, а социальная и практическая значимость будет зависеть от способности учителя поставить оригинальную задачу в той или иной области.Второй и более привлекательный путь – организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями. В этом случае внешние партнеры обеспечат социальный заказ на учебные проекты и квалифицированную тьюторскую поддержку при их реализации, станут поставщиками технологических, информационных и компетентностных ресурсов. Однако такой подход потребует колоссальной степени интеграции школы с профессиональным образованием и городской средой.Как должен быть организован индивидуальный проект?Для того чтобы учебный проект состоялся и имел качественные интересные результаты, при его реализации должны быть задействованы несколько ролей. Во-первых, проект должен иметь социального заказчика. В качестве заказчиков проектов могут выступать различные социальные партнеры: прежде всего вузы и колледжи, научные организации, местные органы власти, профсоюзы и объединения работодателей, общественные объединения. Наличие внешнего заказчика обеспечит практическую и социальную значимость учебного проекта, сделает его интересным для старшеклассника и, безусловно, придаст серьезность портфолио. Потенциально, показав оригинальность и нужность проекта, в качестве заказчика может выступить и школа, и сам учащийся. Для того чтобы на основе заявки социального заказчика появился оригинальный и выполнимый проект, необходимо составить конкретный план действий: определить средства реализации, подобрать необходимые ресурсы. Составление плана проекта – наиболее важный этап, определяющий качество и полезность работы учащегося. Эта задача входит в компетенцию руководителя проекта, или тьютора. В компетенцию этой роли входит также сопровождение реализации проекта учащимся. Какие внешние организации могли бы выступить в качестве тьюторов? Конечно, профессиональное образование: вузы и колледжи. Именно эти структуры могут быть носителями технологии и способны ставить учебные задачи, именно эти организации заинтересованы в подготовленных и мотивированных абитуриентах, имеющих серьезное портфолио. Обеспечив необходимый уровень, сама школа и сам учащийся также могут стать руководителями проекта.Третья важная роль – поставщик ресурсов. В рамках проектов учащимся необходимы оборудование и информация, при этом чем более разнообразны и качественны эти ресурсы, тем больше возможностей у тьюторов и школьников, тем более интересные результаты могут быть получены. В качестве поставщиков ресурсов могут выступать любые внешние организации: профессиональное образование, наука, органы власти, работодатели и общественные объединения, а также, и это важный момент, меценаты, то есть любые физические лица, заинтересованные в развитии образования.Ну и, конечно же, проект не состоится без исполнителя, то есть школьника. В его задачу входит качественно выполнять работу, проявлять активность, реализовывать имеющиеся знания и компетенции.О проблемахТаким образом, учебный проект предполагает взаимодействие большого количества людей, представителей различных организаций, социальных групп. Ключевая проблема любого взаимодействия – средства коммуникации. В применении к теме организации учебных проектов эта проблема конкретизируется в вопросах: как размещать и искать информацию о потребностях социальных заказчиков, о предоставляемых ресурсах; как взаимодействовать ученику с тьютором, другими учениками, поставщиками ресурсов, руководителю проекта с социальным заказчиком; как обеспечить приемлемый уровень заявок и проектов, как отслеживать реализацию проектов; что и в каком формате отражать в портфолио?О решенииОдин из возможных ответов на эти вопросы: использовать хорошо знакомый и популярный инструмент – информационные социальные сети. Что же умеют делать социальные сети? Большинство популярных сетей позволяют обмениваться сообщениями, публиковать изображения, видео- и аудиоматериал, тексты и таблицы, просматривать и оценивать сообщения и материалы других людей, объединяться разным людям в группы по интересам, вести свой профиль, в котором аккумулируется вся история активности человека, просматривать профили других людей и приглашать их в группы. Все это делает формат социальной сети хорошим кандидатом на решение проблемы коммуникации всех участников учебных проектов. Важный аргумент для использования именно такого коммуникационного инструмента то, что для школьников пространство Интернета – привычная среда общения. Профиль в той или иной социальной сети для многих подростков уже стал важной частью их личности, а участие в тематических группах – средством самоопределения.Использование Интернета при организации индивидуальных учебных проектов школьников позволит облегчить и ускорить коммуникацию огромного числа людей, без которых школа останется один на один с задачей внедрения этого «сложного» предмета. Единая среда позволит контролировать качество проектов и создаст условия для введения единых стандартов для всех образовательных учреждений.Пробуем в ЮЗАОВ Юго-Западном округе в 2012-2013 учебном году стартует масштабная образовательная инициатива – «ПрофПроект» – специализированная социальная сеть, основной задачей которой станет объединение социальных партнеров для организации учебных проектов в старшей школе. Проект включен в План мероприятий ЮЗОУО по реализации государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 годы. Реализацией инициативы будет заниматься Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», имеющий большой опыт организации сетевого взаимодействия общего и профессионального образования в интересах профориентации и поддержки профильного обучения в ЮЗАО.А получится?Обязательно получится, и для такой уверенности есть несколько серьезных причин. Во-первых, в округе за последние несколько лет сложилась устойчивая система социального партнерства вузов, колледжей, работодателей и общественных объединений, направленная на решение задач профессиональной ориентации школьников. По инициативе ЮЗОУО и префектуры ЮЗАО к подписанию готовится коллективное соглашение, которое объединит образовательные учреждения всех уровней и видов как московского, так и федерального подчинения в единую сеть. Соглашение закрепит наработанные связи и позволит сформировать единую ресурсную и компетентностную базу образования в ЮЗАО. Во-вторых, инициативу по разработке и внедрению социальной сети «ПрофПроект» уже поддержали физический и психологический факультет МГУ, МИРЭА, РГАИС, МГППУ, колледж №39 и другие образовательные учреждения; в числе партнеров есть общественные организации и объединения: Национальный фонд подготовки кадров, Молодая инновационная Россия, МКПП (р) ЮЗАО, МФП ЮЗАО; инициатива также была поддержана префектурой ЮЗАО.Наконец, самая главная причина нашей уверенности в успехе: «ПрофПроект» будет понятен старшеклассникам. Социальная сеть позволит ребятам попробовать силы в серьезных практических и социальных проектах, даст возможность в своем образовании использовать технологические и информационные ресурсы вузов и колледжей, научных организаций и работодателей.Информация о возможности стать участником «ПрофПроекта», о правилах взаимодействия и сроках начала работы будет размещаться на сайтах Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский»: www.profvibor.ru и psykonvoy.ru, а также на нашей странице ВКонтакте http://vk.com/club33203893. Следите за анонсами в июле! Ю.КУНЦЕВ, заместитель директора ЦСТАиПО «Гагаринский»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте