Отслеживая развитие всего педагогического коллектива и отдельных педагогов, мы имеем возможность выстроить механизм управления качеством образования и ответить на вопросы: «Каков психологический климат и уровень взаимодействия с учениками у конкретного педагога?», «Кто из учителей проявил наибольшую методическую активность по итогам учебного года, имеет высокие результаты внеурочной деятельности?». Самое серьезное участие в анализе оценочных процедур должен принимать управляющий совет школы.
В каждом образовательном учреждении необходимо разработать такой документ, как Стандарт качества труда педагога школы, который и станет инструментом для определения стимулирующей части оплаты труда педагогов. Результаты работы учителя выражаются в достижениях его учеников. А требования к результатам обучения сформулированы в государственных образовательных стандартах. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, надо осуществить переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. Среди целевых индикаторов программы «Столичное образование-5» был выделен такой показатель, как наличие к 2011 году в 100% ОУ оценки педагогической деятельности в соответствии с компетентностным подходом для обеспечения готовности ОУ к реализации ФГОС. Понятно, что этот показатель реализован далеко не в каждом московском ОУ. Становится очевидным главное направление в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы – осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. С сентября 2009 года Центр образования №497 включился в работу городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Гипотеза эксперимента такова: «Оценка деятельности учителя должна стать средством управляемого изменения педагогической практики на основе внедрения учителями принципов системно-деятельностного подхода в образовательный процесс». Ставя задачу постепенного массового перехода преподавателей от информационной к деятельностно-компетентностной образовательной модели, на этапе внедрения мы разработали и апробировали диагностическую карту урока, в которой учтены основные позиции СД-подхода и предусмотрена уровневая оценка деятельности учителя на уроке. Учителя отмечают доступность данных материалов для восприятия и анализа собственной деятельности. Результаты совместной диагностики уроков, посещенных заместителями директора, учителями-методистами, коллегами по методическому объединению, мы вносим в единую компьютерную базу. Эта программа позволяет наблюдать динамику внедрения учителями СД-подхода. В январе мы подвели первые итоги экспериментальной работы: в работу включились 74% учителей школы, из них 75% показали на своих уроках достаточно высокий уровень понимания технологии системно-деятельностного подхода и применения ее элементов в своей работе на уроке. Хотя, как мы и предполагали, не все учителя включились в эту работу, нам удалось на первом этапе донести практически до каждого учителя, что, работая на уроке в рамках СД-подхода, мы добиваемся более высоких результатов обучения. Мы довольны первыми результатами нашей работы и надеемся, что выбранный нашим ЦО вектор развития будет способствовать как повышению качества образования школьников, так и формированию педагогов, о которых можно сказать «педагог третьего тысячелетия». В течение этого учебного года каждый учитель дал по 2-3 урока, анализ которых проводился коллегиально. Лучшие уроки поощрялись денежными премиями. Сейчас мы работаем над проблемой создания модели учета качества работы учителя на уроке при оценке оплаты его труда в рамках стимулирующих доплат. Накопленный нами опыт экспериментальной работы был обобщен на семинаре для заместителей директоров школ Центрального округа «Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения», который мы провели в феврале 2011 года и на котором получили поддержку и одобрение коллег, отметивших актуальность и доступность в применении предложенных нами разработок. В настоящий момент в МИОО проходит экспертизу разработанная нами программа дополнительного профессионального образования педагогов, цель которой – проводить курсы повышения квалификации учителей-предметников на базе нашего Центра образования №497 по теме «Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения». 50% учебного плана этих курсов предусматривают практические занятия, и мы надеемся, что это обеспечит не формальное (ради корочки), а действительное и эффективное повышение квалификации педагогов. Мы пошли по пути создания собственных программ повышения квалификации педагогов, потому что, к сожалению, до сих пор обучение на курсах повышения квалификации не всегда приносит желаемый результат. Надо признать, что и высшая профессиональная школа, от которой мы ждем пополнения школ молодыми перспективными кадрами, продолжает работать по старым программам, студенты педвузов имеют поверхностное представление о методике преподавания. Так для кого же написаны ФГОС нового поколения? Кто будет их реализовывать? Кто будет одновременно готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ и формировать надпредметные умения и навыки? Кто научит ребят учиться, работать в группе? Кто сумеет организовать урок так, чтобы не давать готовые знания, а способствовать реализации девиза ученика «Я сам!»? Ответ очень простой – это прежде всего наши педагоги, работающие в школах сегодня. Перейти им на новый качественный уровень профессиональной деятельности поможет созданный в школе Стандарт качества труда педагога школы, который станет инструментом для определения стимулирующей части оплаты труда. Но, чтобы этот инструмент эффективно работал, необходимо организовать в ОУ двусторонний процесс: с одной стороны – создание «лаборатории качества», проводящей мониторинг и оценку как достижений учащихся, так и деятельности учителя, а с другой стороны – создание эффективной внутрифирменной системы повышения квалификации. Вячеслав ГУСЕВ, директор ЦО №497, председатель совета директоров школ Центрального округа При создании Стандарта качества труда педагога школы необходимо учитывать такие составляющие деятельности учителя, как: – качество уроков; – результативность обучения и воспитания в сравнении с предыдущим периодом, контингентом учащихся, профилем обучения; – качество и результативность внеурочной работы с учащимися по предмету (кружки, факультативы, элективные курсы, экскурсионная работа, предметные недели, проектная деятельность, фестивали, конкурсы, олимпиады); – работа классного руководителя; – дополнительное образование; – участие в методической работе ОУ; – участие в экспериментальной деятельности ОУ; – участие в реализации программы развития ОУ. Учитель должен знать те позиции, по которым оценивается его труд.
Комментарии