search
main
0

новый совет

“Ребенок – существо межведомственное”

В ближайшие месяцы в России появится еще один высший орган, занимающийся образовательными проблемами, – Совет по образованию при Президенте РФ.

Вопреки традициям, инициатива создания нового органа исходила не от чиновников, а от ученых. Главный “идеолог” Совета по образованию – президент РАО академик Артур Петровский. Мы попросили его рассказать о создающемся совете.

– Как нам стало известно, в настоящее время формируется Совет по образованию при Президенте РФ. Известно также, что вы являетесь инициатором создания этого совета.

– Действительно, такая работа ведется, хотя пока не завершена. Что касается инициатора, то это не столь уж важно выяснять. Просто при Президенте РФ работает ряд советов. К примеру, по культуре и искусству, по делам инвалидов, по проблемам женщин, детей и демографии и ряд других. Таким образом, Совет по образованию теперь сможет заполнить пока существующую лакуну.

– Не появится ли на свет новая бюрократическая организация, которая подавит или заменит существующие образовательные структуры. Не окажется ли это новой дорогостоящей затеей?

– Никаких денег на это не потребуется, как, впрочем, и на другие советы при президенте. Все будет задачей для научно-педагогической общественности, которая на финансовые вливания не рассчитывает и не может рассчитывать.

– Каковы в таком случае функции совета?

– Такие же, как и у других советов при президенте. Разумеется, при учете образовательной специфики.

– Поясните это более конкретно.

– Совет по образованию при Президенте Российской Федерации должен стать постоянно действующим консультативным органом, информирующим президента о процессах, происходящих в области образования, и обеспечивающим взаимодействие президента с организациями и деятелями сферы образования. Совет формируется в целях предварительного рассмотрения вопросов государственной политики в области образования, подготовки по ним предложений для президента и не обладает исполнительными и распорядительными функциями. Таково наше общее представление о Совете по образованию.

– Перечислите, пожалуйста, задачи совета, хотя бы некоторые.

– Пожалуйста, это несложно сделать. Итак, возможны следующие функции и задачи совета:

– анализ состояния, проблем и тенденций развития российского образования, выявление приоритетных задач и направлений развития образования;

– подготовка рекомендаций и предложений для Президента Российской Федерации по актуальным вопросам государственной образовательной политики и конкретным мерам ее реализации, по формированию и совершенствованию стратегии развития системы образования;

– подготовка и представление президенту и руководителю администрации президента информационных и аналитических материалов по проблемам образования, в том числе материалов и предложений по проблемам образования для подготовки соответствующего раздела ежегодного послания президента Федеральному Собранию;

– участие в подготовке и экспертизе проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам образования;

– участие в подготовке проектов федеральных законов по вопросам образования, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также ряд других задач.

Совет не останется в стороне и от консультаций, связанных с решением финансовых проблем образования, прежде всего – полноценной выплаты зарплаты учителям.

– Как совет будет взаимодействовать с Министерством общего и профессионального образования?

– Теснейшим образом. Руководство Минобразования РФ будет, я убежден, представлено в совете, и это будет способствовать усилению роли министерства. Впрочем, в совете, по всей видимости, будут представлены и другие ведомства и общественные организации, учительство, деятели высшей школы, представители Министерства внутренних дел, Комитета по делам молодежи и т.д. Как может быть иначе – ребенок существо межведомственное. Считаю обязательным включение в совет руководителей педагогической прессы. Работы хватит всем и, может, более чем другим – Российской академии образования, которой предстоит обеспечить научное обоснование деятельности совета.

– Кто будет утверждать состав совета?

– Совет – при президенте, и утверждать его состав будет президент.

– Извините за мою настойчивость. Совет – это не еще один начальственный орган? У нас их и так достаточно.

– Повторяю. Совет – это совещательный орган при Президенте РФ. Никакими управленческими полномочными правами он не должен обладать.

– А не станет ли совет средством давления на президента?

– Я что-то не помню, что кто-нибудь преуспел при попытках оказания давления на Бориса Ельцина. Тем более этого нельзя ожидать от общественной организации, призванной помочь осуществить образовательную часть предвыборной президентской программы.

Максим ГРИГОРЬЕВ

искусство

Ступени бывают всякими: мраморными, деревянными и даже железными. По мнению Калининградской областной филармонии, бывают они и музыкальными. По ним из класса в класс, из семестра в семестр школьники поднимаются по волшебной лестнице, ведущей их в мир опер и симфоний, колядок и полонезов.

Свою программу “Музыкальные ступени” калининградцы привезли показать в столицу. Два дня в Музее имени Глинки демонстрировались разработки для 1-го, 4-5-х и 6-7-х классов. Дело в том, что прибалтийская филармония ввела традицию: четыре раза в год, раз в семестр, ее артисты проводят уроки-концерты. Это и есть пресловутые ступени. На сегодняшний день их 36 для школьников и 6 для воспитанников детских садов. Каждая из них имеет свое название “Как рисуют музыкальными красками”, “Тайны музыкальной шкатулки”, “Музыкальный театр”. Многие из них не только познавательные. На ступени “Вундеркинды” учащиеся обсуждают, кому же все-таки Паганини отдал душу, Богу или дьяволу. А во время расследования “Маленьких тайн большой музыки” семиклассники понимают, что конкурс-состязание “что лучше” между роялем, арфой, гитарой и скрипкой невозможно, это одна камерная команда, создающая гармоничный ансамбль.

Разработчики программы исходят из убеждения, что каждый ребенок хоть раз в год должен побывать в настоящем концертном зале, увидеть орган или виолончель живьем. Но, опасаясь отпугнуть не подготовленного к серьезной музыке малыша, артисты придумали давать ему музыкальные знания в театральной форме, используя сюжеты знакомых сказок и игр. В каждой школе составляется расписание, куда для каждого класса заносится свой поход в филармонию. И что интересно: школьники спешат в этот храм искусств не только в дни, отмеченные в их дневниках как уроки. Вечерами или в выходные, с цветами, с мамами и папами приходят они сюда. Такую вот приобрели они немодную привычку.

Лора ЗУЕВА

анонсы

С 10 февраля по 15 марта в Международном детском центре “Артек” работает II смена. Ее тематика “Интеллектуальный марафон “Остров великих открытий”.

Контактные телефоны: (0654) 36-30-80, 36-29-07

С 11 по 14 февраля в Омске пройдет специализированная выставка компьютерного оборудования и программных средств “ИнтерСиб-Компьютер”.

Контактные телефоны:(3812) 25-72-02, 23-02-91

Факс (3812) 25-72-02

С 18 по 22 февраля в Санкт-Петербурге состоится специализированная выставка средств связи и телекоммуникаций “Норвеком”.

Контактные телефоны: (812) 112-17-33, 164-10-33

Факс (812) 112-23-48

С 24 февраля по 5 марта в Перми при Западно-Уральском учебно-научном центре работает XV школа риторики.

Контактные телефоны: (3422) 90-15-58, 32-66-66

E-mail: sam@rhetoric.perm.su

С 25 по 28 февраля в Екатеринбурге пройдет выставка средств связи,телекоммуникаций и информационных технологий “Урал-телеком-97”.

Контактные телефоны: (3832) 23-78-54, 10-02-03

Факс (3832) 23-63-35

Подготовила Лора ЗУЕВА

интеринформ

“В поддержку свободы” лидеры и отличники поедут в США

С 1993 года больше 300 российских студентов стали участниками программы “Акт в поддержку свободы”. Недавно посольство США обьявило конкурс на 1997 год.

Отбор кандидатов, из которых выберут 60 человек, будет происходить по следующим дисциплинам: сельское хозяйство, бизнес, компьютерная инженерия, изучение уголовного законодательства, экономика, образование, охрана окружающей среды, английский язык как иностранный, журналистика и средства массовой информации, библиотечное дело и информационные науки, политология, здравоохранение и социология.

Критерии отбора – отличные успехи в учебе, способность быть лидером в избранной специальности, а также хорошее знание устного и письменного английского. Все участники программы будут определены на стажировку в вузы США.

Правительство США предоставляет участникам программы визу J-I. Эта виза накладывает определенное ограничение: она требует возвращения в Россию сразу же по окончании стажировки на срок не менее 2 лет.

За дополнительной информацией обращайтесь в один из Образовательных информационных центров или в офис АСПРЯЛ/АКСЕЛС.

Образовательный центр в Москве находится в Библиотеке иностранной литературы.

Контактный телефон 956-30-22

p.S.

Наш корреспондент из Казанского университета Юрий ЛИТВИНЕНКО сообщает, что семнадцать школьников и преподаватель Академического колледжа при Казанском университете три недели провели в США в штате Южная Дакота.

Казанских школьников разместили в семьях городка Флэндру, где каждый день они ходили в школу, а “в свободное от учебы время” занимались научной работой. Основной российско-американский проект находился на стыке трех дисциплин: психологии, социологии и экологии, другие были связаны с такими науками, как право, история, и т.д.

Пионер 001

В деревне Герасимовка Свердловской области, на родине пионера-героя Павлика Морозова, закончились сьемки англо-финского документального фильма с элементами игрового кино, созданного для телевидения Финляндии, Германии и Великобритании.

Его рабочее название “Пионер-герой 001”. Продюсер фильма – англичанка Беатрис Вуд, режиссер – финн Пекка Лехто.

Взгляд зарубежных кинематографистов на давнюю трагедию значительно отличается от идеологизированной версии, которую многие десятилетия изучали в советской школе. Он во многом совпадает с точкой зрения местных жителей Герасимовки, считающих, что в основе происшедшего в семье Морозовых лежит не политическая, а бытовая, чисто человеческая трагедия. Поэтому в новом фильме Павлик Морозов – вовсе не герой. Но и не предатель, а жертва обстоятельств.

Людмила ДОРОХОВА

технологии

С попугаем Аркашей по дороге знаний

Новые обучающие программы на компакт-дисках “Доктор Дудиус на Земле” и “Башня знаний” предназначены для дошкольников и младших школьников.

“Доктор Дудиус на Земле” расскажет ребенку о разных странах: какова площадь карликового государства Бахрейн, сколько человек живет в Австралии, как выглядит национальная одежда бельгийца или костюм коренного жителя Бразилии.

“Доктор Дудиус на Земле”, или “География для детей” – первый диск из серии обучающих игровых программ. Скоро появятся “Математика с доктором Дудиусом” и “Азбука с доктором Дудиусом”.

Обучающая игра “Башня знаний” разработана для развития логического мышления и смекалки, а заодно снабжает ребенка знаниями по самым разнообразным предметам – математике, письму, музыке, правилам дорожного движения и т.п.

Повелитель зла заколдовал всех жителей страны Альмаген, и они разучились читать, писать и считать. Единственный “оазис” – Башня знаний, в которой заперлись и держат оборону Хранители знаний. Цель игры – помочь им удержать оборону и сохранить от злых сил Волшебную книгу. Но путь, который предстоит пройти ребенку вместе с помощником попугаем Аркашей, сложен. Для того, чтобы открыть один из фрагментов карты, указывающей путь, необходимо справиться с разнообразными заданиями.

Умение решать арифметические задачи пригодится в борьбе против многоглавого дракона, а способность читать ноты позволит сыграть “Чижик-Пыжик” и попасть в последний пункт путешествия.

Инна КОРАБЛЕВА

психология

Отношение к браку надо воспитывать с детского сада

Благодаря стараниям магаданского врача Эдуарда Шуберта, члена-корреспондента Академии естественных наук, валеология (наука о здоровье) из эксперимента стала обычным школьным предметом в Магаданской гимназии номер 13.

Ученый, много времени уделяющий педагогической деятельности, считает, что северные дети с рождения обладают хорошей целевой установкой, их потенциальные возможности выше, чем на “материке”. Его ученики занимаются настоящими научными разработками. В частности, десятиклассники гимназии создали по математическим законам модель учебного дня.

Сам врач Э.Шуберт занимается изучением морфофункционального состояния человека в экстремальных зонах обитания. Его выводы по северным зонам обитания человека не всегда утешительны: здесь мальчики быстрыми темпами феминизируются, а девочки, напротив, маскулинизируются, в результате чего приобретают мужской тип, что чревато тревожными последствиями. Складывается агрессивный тип женщины, и у нее невольно меняется отношение к браку. Такая женщина, выбирая спутника жизни, как правило, останавливается не на мужчине-мужике, а на мужчине-ребенке, за которым ухаживает и которым управляет. Происходит явное смещение нормы. Чтобы такого не случалось, отношение к браку, по мнению Э.Шуберта, надо воспитывать если и не с ясельного возраста, то уж с детского сада обязательно.

Агентство социальной информации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте