В Музей русского импрессионизма я попал случайно, когда увидел в газете объявление о выставке художницы Елены Киселевой. Картин ее я сам прежде не видел. С 1920 года она жила в Югославии, у нас практически не известна. В объявлении было сказано, что Елена Киселева – дочь автора самых известных в нашей стране учебников школьной математики Андрея Петровича Киселева. На полосе ярко выделялось фото – портрет женщины на красном фоне, естественно, кисти Елены Андреевны.
Выставка, действительно, оказалась чрезвычайно интересной. А картина Киселевой «Маруся», тот самый портрет на красном фоне, так и стоит перед глазами.
Но еще и сам музей произвел исключительное впечатление. Прежде всего своей атмосферой. Атмосферой доброжелательности и уюта. Радостной увлеченности, а не развлекательности.
Выставки в музее проходят регулярно, одна сменяет другую. Мне еще удалось попасть на выставку произведений искусства из личной коллекции Владимира Спивакова. В сфере благотворительности Владимир Спиваков сотрудничает с основателем музея, предпринимателем Борисом Минцем.
Сам Борис Минц собрал замечательную коллекцию русской живописи. В основной части экспозиции – полотна Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Николая Богданова-Бельского, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и других художников. О большинстве полотен можно узнать из записей аудиогида. Кстати, аудиогид к последней выставке записал большой друг музея – актер Сергей Чонишвили.
В музее Русского импрессионизма рады всем и особенно детям. Их здесь, кстати, никто не «дисциплинирует», как бабушки-смотрители в иных музеях. А специальные детские экскурсии настолько интересны, что все ребята глаз не спускают с музейного педагога. К тому же их ждут задания по картинам, так что после рассказа экскурсовода можно будет побегать по залу в поисках ответов на задания. А пока они стоят или сидят на подушках на полу, слушают…
Взрослые экскурсии тоже очень увлекательны. У каждого музейного специалиста свои «изюминки»: кто-то придерживается только «живописной» темы, кто-то еще и, например, знаток литературы. И это делает погружение в то или иное творческое пространство еще более глубоким.
Для детей – и не только – в музее есть и интерактивные опции: можно попробовать себя в качестве художника и по всем правилам смешать краски или попытаться разобраться с назначением различных кистей, а затем виртуально побывать в мастерских Репина или Грабаря.
Кстати, сам музей тоже находится в примечательном месте – сегодня это территория культурно-делового комплекса «Большевик», а до революции здесь была кондитерская фабрика Сиу, которая затем и получила новое, «политически» окрашенное название. Причем, комплекс хранит не только свое название, но и исторический облик.
Известные лондонские архитекторы провели реставрацию хранилища муки и сахара и придали ему вид современного арт-объекта, не отказываясь от его первоначальной цилиндрической формы. Так в 2016 году, продовольственный склад превратился в настоящий музей.
Но я отвлекся от самого музея… Выставка, которая закрылась 15 мая, называлась «Жены». Всего два зала, а я пробыл там часа три. Частично послушал две взрослых и одну детскую экскурсию. И просто наслаждался великолепными портретами возлюбленных великих русских художников: Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Роберта Фалька… Всего более сорока портретов. А уж сюжеты из их жизни! Каждый – потенциальный роман.
Так и проходил-просидел перед картинами, где-то с аудиогидом, где-то, совершенно восхищенный, без него. Было очень много детей в сопровождении таких же увлеченных искусством родителей. А еще – улыбающиеся гардеробщики и радушные кассиры. И радость от всего этого вместе.
P.S. 31 мая в Музее русского импрессионизма открывается новая выставка – «Импрессионизм в авангарде». Я туда обязательно пойду. А вы?
Фото автора
Комментарии