search
main
0

Новый год в рисунках детей. Ребенок всегда отображает в красках национальный колорит

В психологии для выяснения внутреннего состояния детей часто используют следующий тест: ребенка просят нарисовать дом, дерево и человека. Считается, что взаимодействие между этими предметами представляет собой зрительную метафору. Если задуматься над рисунком в целом, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Если смотреть на этот вопрос шире, попробовать исследовать рисунки детей, живших в разное время, вероятно, можно сделать вывод о том, что происходит в мире и к чему идет цивилизация. «Творчество детей формируется под влиянием внешних условий, – говорит заведующая Лабораторией истории художественного образования Института художественного образования Российской академии образования (ИХО РАО), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Наталья ФОМИНА. – Не только под влиянием массовой культуры, но и под влиянием окружающего их искусства. Творчество детей постоянно меняется и вписано в контекст эпохи».

роизнося слово «музей», обычно подразумевают длинные гулкие залы, застекленные выставочные стеллажи с экспонатами и посетителей, которые теряются под гнетом искусства, истории и пространства и несколько робко жмутся к стенам павильонов. Музей детского рисунка ИХО РАО при Лаборатории истории художественного образования ничего общего с этим образом не имеет. По сути, это фонд детских рисунков, охватывающий временные рамки с 1897 года по наши дни и продолжающий пополняться.

«История сложения фондов началась раньше создания Музея при Центральном доме художественного воспитания детей, – рассказывает Наталья Фомина. – Основой коллекции послужили фонды русского искусствоведа, теоретика и практика эстетического воспитания Анатолия Бакушинского». Бакушинский исследовал не только детское творчество, он изучал проблемы «наивного искусства», к которому в то время причисляли и искусство примитивных народов, и даже древнерусскую живопись. В задачу искусствоведа входило изучение самой природы создания художественного образа. И в период с 1921 по 1929 год им было собрано шестьдесят тысяч разного рода художественных произведений, в том числе творчества детей, – не только рисунков, но и «объемных» произведений. В 1931 году, когда был создан отдел изобразительного искусства в Центральном доме художественного воспитания детей, Анатолий Бакушинский передал свою коллекцию рисунков заведующей лабораторией изобразительного искусства Центрального дома художественного воспитания детей (ЦДХВД) Галине Лабунской.

В 1934 году состоялась Международная выставка детского рисунка. В ней приняли участие 15 стран, все республики Советского Союза, включая детей народов Крайнего Севера. Количество присланных рисунков по обнаруженным документам определялось в 200 тысяч единиц хранения. «Мы, до сих пор изучая коллекцию, не пришли к этой цифре, – признается профессор Наталья Фомина. – Может быть, из конъюнктурных соображений она была несколько завышена». В каталог в результате было включено 1557 рисунков. Выставка завершилась обсуждением в Союзе художников, в результате которого было принято решение об открытии Музея детского творчества на основе созданного фонда детского рисунка. И в 1935 году был основан сам музей как подразделение изосектора ЦДХВД.

Сегодня в Музее детского рисунка хранятся работы детей из девяноста стран мира. По словам Натальи Фоминой, наибольший интерес с точки зрения культурно-исторической и документальной вызывают рисунки, созданные в 20-30-е годы прошлого века. В коллекции насчитывается более полутора тысяч рисунков детей из Великобритании, больше тысячи работ японских детей того времени, представлены рисунки из США, Польши, Финляндии, Испании, Швеции, Дании и Чехословакии. «К нам приезжают делегации из Испании и удивляются, что в нашей коллекции отражено творчество испанских детей периода республики 1931-1939 годов, – рассказывает заведующая Лабораторией истории художественного образования. – Приезжали специалисты из США, Испании, Японии, Англии, Польши, Италии. И ни в одной из названных стран нет аналогичной коллекции, которая дает возможность показать развитие творчества детей разных стран в исторической ретроспекции».

В рисунках детей отражается национальная культура страны, в которой формируется личность ребенка. Даже если показать человеку, который не занимается специально исследованием детского творчества, работы детей из Японии, из африканских стран, из Северной Европы, из Италии, то он с легкостью увидит абсолютно ясно выраженные национальные особенности. Это сказывается как на колорите, так и на композиции и выборе темы.

Например, Новый год и Рождество. На протяжении десяти лет на заре становления Советского Союза в стране как признак Рождества была запрещена елка, так как ее по традиции осеняла Вифлеемская звезда. И елки на рисунках советских детей нет. Спустя десятилетие правительство пришло к выводу, что Новому году как празднику все же нужен символ, и елку приняли, заменив, однако, звезду Вифлеемскую на красную, сияющую, как рубиновая звезда на Спасской башне. Новый год вернули детям как подарок, и праздник соответственно вернулся в рисунки ребят. Вот рисунок пятнадцатилетнего Вити Тришина 50-х годов прошлого века, на котором изображен Новый год в детском костно-туберкулезном санатории «Красная роза». Карнавальная сцена под елкой – процессия в костюмах и масках, конфетти и яркие цвета, а справа и слева от этого шествия – кровати с болеющими ребятами. Даже самолетики и кораблики на табличках у кровати нарисованы, чтобы детям проще было их различать.

«Если взять, например, одну из французских работ, то там не очень понятно, что это Рождество, так как тому нет никаких внешних общепринятых и общепонятных признаков, – рассказывает Наталья Фомина. – Однако известно, что во Франции существует рождественская традиция поздравления не только детей, но и старших, хранителей очага. На том рисунке изображена бабушка, к которой идут дети всех возрастов – от мала до велика». Или, например, праздничные карнавальные традиции, которые тоже очень по-разному отражаются в культуре народов. Если в России это в большей степени ряженые, связанные с языческой традицией, то в английских и французских рисунках преобладают сказочные элементы – постановки по рождественским сказкам.

Рисунки хранятся прямо в Лаборатории истории художественного образования ИХО РАО. Одна из комнат полностью заставлена стеллажами, в которых прячутся настоящие сокровища – мириады детских миров. «Часть стеллажей нам были подарены, часть в результате купил институт на выделенные академией деньги», – говорит директор музея, старший научный сотрудник Лаборатории истории художественного образования, кандидат педагогических наук Юрий Голобоков.

Институт художественного образования – это учреждение Российской академии образования, и поэтому действует он в соответствии с определенными планами научно-исследовательской работы. Приоритетным направлением долгое время считалась разработка содержания и методов преподавания изобразительного искусства. И задача изучения истории художественного образования была вторична. Во времена, когда институт носил название Институт художественного воспитания и относился к Академии педагогических наук СССР, ситуация была та же самая. «Проблема коммунистического воспитания подрастающего поколения тогда все-таки была ведущей, – объясняет Наталья Фомина. – То есть фонд детского рисунка был законсервирован, и большое спасибо создателям этого фонда за то, что они в тех или иных условиях смогли сохранить коллекцию, которая насчитывала десятки тысяч детских рисунков».

При этом, даже учитывая лишь номинальный статус Музея детского рисунка, тут проводятся все виды работ, принятые в художественных музеях. Сотрудники лаборатории занимаются описанием каждого рисунка по музейным нормам инвентаризации, ведут базу данных, недавно ввели систему дигитализации детских рисунков, то есть создания копий в цифровом формате. Более того, Юрий Голобоков занимается реставрацией потрепанных временем и переездами детских рисунков. Хотя еще некоторое время назад в «починке» сотрудникам лаборатории помогали ни больше ни меньше, как реставраторы музеев Московского Кремля.

Начиная с 1993 года, когда прошла первая выставка после возрождения интереса к музею, в большом количестве издаются каталоги. С начала 90-х годов постоянно проходят выставки, например, в Государственной Думе РФ, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее. В ближайшей перспективе у музея – весенняя выставка в центре воспитания детей и юношества «Мусейон» при Музее изобразительных искусств имени Пушкина, посвященная Дню Франции в России, где будут выставляться рисунки французских ребят, созданные в 30-х годах, и рисунки российских ребят. Кроме того, совместно с организацией «Московское время» музей планирует выставку «Москва в рисунках и фотографиях 1930-х годов».

Более того, три выставки музейных фондов уже состоялись в Германии. Международные выставки зачастую осложняются таможней. Дело в том, что вывоз за рубеж, даже на правах выставки, музейных фондов рисунков начала прошлого века – весьма трудоемкий и юридически сложный процесс. Особенно учитывая неофициальный статус музея.

«Чего у нас нет, так это возможности для экспонирования рисунков на постоянной основе, – отмечает профессор Наталья Фомина. – Мы эту проблему пытаемся решить уже на протяжении двух десятилетий, но пока не получается. И это притом что директор Института Людмила Школяр прилагает усилия для создания благоприятных условий для хранения фонда. Не все сразу делается». Надо сказать, что такой музей стал бы востребованным, потому что все семинары и курсы повышения квалификации, которые проводит институт, подразумевают лекции по истории художественного образования. А они в свою очередь немыслимы без изучения детского творчества. Это подтверждает и реакция педагогов. «Это на самом деле уникальное собрание, дающее возможность ознакомиться с историей не через программно-методические документы, а через реальное детское творчество», – уверена член-корреспондент РАО Наталья Фомина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте