Паронджанов В.Д. “Занимательная информатика”, М., “Росмен”, 1998, “Как улучшить работу ума”, “Радио и связь”, М. 1998. Многое, о чем вы прочтете в этих книгах, не так уж и ново. Просто старые мысли, собранные в новом сочетании, рождают новое качество.
Мысль первая. Как ни бьются новаторы, главными средствами обучения остаются все-таки книги и устный рассказ. Методисты все еще усердно работают над тем, как лучше “изложить тему”, что означает: как ее лучше рассказать. И очень мало кто задумывается также и над вопросом: КАК ТЕМУ ПОКАЗАТЬ? А между тем народная мудрость оказалась в очередной раз мудрее, поскольку бытует поговорка: “Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать”. Окрыленные последними данными физиологии органов чувств могли бы уточнить: не “сто раз”, а ВОСЕМЬСОТ. Настолько зрительный анализатор мощнее – мы просто не умеем им как следует пользоваться.
Мысль вторая. А знаете, какую роль в нашей жизни играют АЛГОРИТМЫ? Удивительно, до чего большую. Какие мы знаем обычно алгоритмы? Ну, например, алгоритм умножения, сложения, деления. Тот, кто немножко понимает в математике, назовет алгоритм Евклида. А когда раскрываешь учебник Владимира Паронджанова “Занимательная информатика”, сразу на первых страницах видишь блок-схему такого события. Вечером мама говорит дочурке: “Раздевайся и быстро ложись спать. Если через пять минут будешь в постели, я прочитаю тебе сказку. Не успеешь – пеняй на себя”. Если посмотреть на слова мамы с точки зрения программирования, сразу видна их нерациональность: одна ветка этого алгоритма заканчивается слезами без какого-либо педагогического эффекта.
Нашу жизнь просто пронизывают алгоритмы. Нужно думать, это относится и к учебному материалу, что проходят в школе.
Мысль третья: а что если соединить первую и вторую мысли?
Итак, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМОВ. Сама мысль не то что ненова, просто она родилась с возникновением программирования: речь идет о блок-схемах алгоритмов. Но идея “графических языков” высокого уровня, непосредственно преобразующая графическую информацию в программу, – вещь как раз очень современная. Такой язык и разработал Владимир Паронджанов, он называется “Дракон”.
Есть, однако, некая совершенно бесспорная сторона в открытии Паронджанова: “Дракон” – это некий эргономичный стандарт для графического представления учебной информации, и это, безусловно, ПЕРВЫЙ и ЕДИНСТВЕННЫЙ такой стандарт. Блок-схемы ВО ВСЕХ имеющихся на сегодня книгах (кроме двух книг Паронджанова) – СОСТАВЛЕНЫ ОЧЕНЬ ПЛОХО. Паронджанов – грамотный программист-профессионал, и он учит нас, методистов и учителей, ПРАВИЛЬНОМУ СОСТАВЛЕНИЮ БЛОК-СХЕМ. В этом он, безусловно, новатор, и, насколько я знаю, нет другой литературы, где тому же самому можно научиться настолько просто и даже увлекательно. Кстати, “Дракон” расшифровывается так: Дружелюбный Русский Алгоритмический Язык, Который Обеспечивает Наглядность.
Читатель сам может судить о том, насколько “Дракон” оправдывает свою расшифровку, внимательно рассмотрев блок-схемы. Легко убедиться: для их понимания не требуется никаких дополнительных словесных комментариев.
Мысль четвертая, очень спорная.
“Многие ученые, – пишет Паронджанов, – философы, психологи, культурологи – не в полной мере представляют себе, что в развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел незримый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения”. Что это значит? Книга и текст теряют свою центральную роль? Да, действительно, наша культура – культура “звучащего” текста, речи: письменная речь и речь “внутренняя” сохраняют главную черту звучащей речи – ОДНОМЕРНОСТЬ. Не случайно в своих новых подходах Паронджанов ищет и новые термины с частицей “дио”: диосцена, диоряд, диоинформация. Можно заявить, что происходит революция в ИЗМЕРЕНИЯХ в культуре. Но другое дело – это доказать.
Дети перестали читать книги. Или мы и это свидетельство кризиса нашей культуры возведем в принцип и назовем прогрессивным и соответствующим переходу от одномерной культуры текста к двухмерной визуальной культуре? Я считаю, наоборот, так называемая визуальная революция отражает энтропийную тенденцию интеллекта, его стремление к упрощению (в конечном итоге – к распаду). Но – и в том заключается парадокс ситуации – именно ЛЕНЬ УМА рождает новые изобретения и прогрессивные усовершенствования. По “совершенному” учебнику НЕЛЬЗЯ УЧИТЬСЯ (потому что наши мозги несовершенны!). Максимальное упрощение учебного процесса (так называемое учение с увлечением) дает возможность его интенсификации, и это не способ приятно провести время. В конечном итоге учеба все равно ДОЛЖНА БЫТЬ ТРУДНОЙ, а как же иначе? Тяжело в ученье, легко в бою. И по-настоящему глубокая, серьезная мысль, как я думаю, обязана быть одномерной – глубокую книжку не переделать в “диоряд”: стоит представить, какой из “Войны и мира” получится замечательный комикс. Это не стоит считать культурной революцией, даже если повсюду использовать язык “Дракон”. Вспомним: “метрон аристон” – лучше всего это перевести как “соблюдай меру во всем”.
Евгений БЕЛЯКОВ
Рис. 1. Правила написания отрицательных местоимений
Рис. 2. Как упростить алгебраическое выражение?
Комментарии