search
main
0

Новые возможности помогают решать многие проблемы

​В российском образовании все большую популярность приобретает процесс создания многофункциональных образовательных комплексов. Гимназия №1527 одна из первых объединила несколько образовательных учреждений в единый комплекс.

Объединение нескольких образовательных учреждений в единую организацию во многих направлениях имеет формальный характер. Эти проблемы мы решаем. Мы провели анализ новых ресурсов многофункционального образовательного комплекса, которых не было у отдельно работающих образовательных организаций. Анализ начали с основных проблем участников образовательного процесса, которые находят свое решение в многофункциональном комплексе.Первая проблема – ступенчатая организация образовательного процесса. Переход из детского сада в школу создает стрессогенную ситуацию для детей, так как возникает необходимость социально-психологической адаптации, усвоения новых норм поведения, правил учебной деятельности. В первом классе школы педагоги были вынуждены большое внимание уделять компенсации различий в уровне подготовленности учащихся к обучению в школе, формированию базовых учебных навыков, что существенно тормозило учебную деятельность в первом классе. В рамках комплекса в нашем дошкольном отделении учителя получили возможность проводить интегрированные занятия совместно с воспитателями этих групп, дошкольники посещают уроки дополнительного образования, принимают участие в экскурсионной работе. Происходит постепенная социокультурная адаптация детей к начальной школе, существенно снижается уровень стресса. Переход детей из детского сада в школу представляет для родителей серьезную проблему, связанную как с организационными, так и с психологическими трудностями. В многофункциональном комплексе родители заранее знают, что ребенок планомерно перейдет из детского сада в конкретную школу. Такая форма перехода детей значительно облегчает образовательно-воспитательную деятельность. У родителей на ранних этапах развития ребенка формируется «приверженность образовательному учреждению», что улучшает взаимодействие «ребенок – педагог – родитель».Вторая проблема – отсутствие интеграции образовательных программ детского сада и школы, что делает учебный процесс менее целенаправленным, менее эффективным. В нашем образовательном комплексе разрабатывают единые программы обучения для планомерного и эффективного формирования универсальных учебных действий, создают единые контрольно-измерительные материалы, основанные на унифицированных критериях. Появляется возможность создания электронного портфолио учащихся с 3 лет. Ситуации, требующие коррекции образовательной траектории, решают на психолого-педагогическом консилиуме с участием педагогов детского сада и школы.Третья проблема – отсутствие ресурсов для многопрофильной организации образовательного процесса в небольшой школе. Необходимость в различных видах профилизации вынуждает учащихся и родителей искать образовательные организации с определенным профилем. Часто такие заведения находятся в значительном удалении от места проживания. В старших классах в школах с небольшим числом профилей количество учащихся резко снижается из-за перехода учащихся в другие образовательные организации.В классической школе возможно организовать только несколько направлений профильного обучения учащихся. Это связано в первую очередь с небольшим общим количеством учащихся. В подобной ситуации чаще всего используют модель профильных классов, которых в классической школе всего несколько в рамках узкого круга учебных предметов. Вторая модель организации профильного обучения – деление учебных классов на профильные группы. Такая форма организации обучения более гибкая, но требует значительно больших кадровых ресурсов, которых в классической школе часто недостаточно для эффективной работы в рамках данной модели. Наиболее перспективна, на наш взгляд, модель профилизации, которая предлагает индивидуальные учебные планы для каждого учащегося. Эта модель требует значительных профессиональных и экономических ресурсов и может быть эффективно организована только в многофункциональном комплексе. В образовательном комплексе появляется возможность проведения полноценных мониторинговых исследований запросов потребителей образовательных услуг. Подобные исследования стали частью образовательного процесса в гимназии №1527.Четвертая проблема – обучение учащихся с различными образовательными запросами. Долгое время мы сталкивались с ситуацией неформального деления образовательных учреждений на элитные, в которые хотели отдать своего ребенка большинство жителей города или микрорайона, и остальные – малокомплектные, в которые попадали дети из неблагополучных семей, дети с низкой учебной мотивацией. Эта ситуация фактически создавала дискриминационный элемент в образовательной системе, формулируя вокруг ребенка неблагоприятную социальную среду. Замечу, что в малокомплектных школах трудно найти ресурсы для проведения дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися.В многофункциональном образовательном комплексе есть возможность организовать отдельные занятия как для слабоуспевающих учащихся, так и для учащихся с особыми высокими образовательными запросами. Учащиеся с изначально низкой учебной мотивацией обучаются в классах совместно с высокомотивированными детьми, что препятствует формированию негативного отношения к учебе в рамках ученического сообщества. Опыт объединения гимназии №1527 с общеобразовательной школой показывает, что у учащихся  есть значительные различия не только в уровне фактической обученности, но и в отношении к процессу учения в целом, социальных образовательных ценностях. Для устранения этих противоречий в нашей гимназии была разработана программа социальной и педагогической адаптации учащихся к обучению в рамках многофункционального образовательного комплекса. Реализация этой программы – длительный процесс, первые эффекты от ее реализации были зафиксированы только на второй год после объединения. Пятая проблема – отсутствие развития педагогических кадров. Каждой образовательной организации важно осознавать как внешние, так и внутренние факторы развития уровня профессионализма педагогических кадров. К внешним факторам профессионального развития можно отнести регулярную аттестацию педагогов, курсы повышения квалификации, работу методических центров. Следует заметить, что внешние факторы профессионального развития имеют ограничения: большие затраты ресурсов для организации внешнего воздействия не учитывают внутренние задачи образовательной организации.К внутренним организационным ресурсам профессионального развития обычно относят обмен опытом в педагогическом коллективе, внутреннюю конкуренцию педагогов, возможности самообразования педагогов внутри образовательного учреждения. Обращаю внимание на то, что в образовательном комплексе внутренних ресурсов профессионального развития значительно больше, чем в классической школе. В крупной многопрофильной образовательной организации профессиональных ресурсов достаточно для создания внутренней методической службы, которая может оперативно учитывать как интересы каждого педагога, так и динамичные задачи образовательного учреждения. Важно заметить, что это не делает образовательный комплекс обособленным от городского образовательного пространства. Внутренняя методическая служба интегрирует районные, городские, а в некоторых случаях и международные образовательные ресурсы в пространство образовательной организации. Благодаря совместной работе педагогического коллектива создаются образовательные проекты для учащихся и педагогов других школ, что делает образовательную систему более открытой. В гимназии №1527 регулярно проводят международные педагогические круглые столы по актуальным проблемам образования, всероссийские исследовательские познавательные форумы учащихся, фестивали, билингвальную конференцию учащихся «Диалог культур». Отдельного анализа также заслуживают гибкость распределения финансовых ресурсов, оптимизация штатного расписания, развитие системы дополнительных образовательных услуг, построение новых адаптивных управленческих моделей. Опыт гимназии №1527 показывает, что трудности создания образовательного комплекса компенсируются впоследствии возможностями использования новых ресурсов, которые целенаправленно создаются благодаря усилиям всех участников образовательного процесса.Елена КАДЫКОВА, директор  гимназии №1527

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте