В каждой «Демократической республике» обычно формируется штаб «Моя история», который призван активизировать поисково-краеведческую работу по изучению истории своей семьи (кем были деды и прадеды, где они жили, чем занимались, какой вклад внесли в жизнь города и т.д.), своей школы (когда построены, сколько людей ее закончили, где и кем они теперь работают и т.д.), своего города (почему он так называется, когда основан, основные исторические вехи его развития, известные люди, участники войны и ветераны труда и т.д.), своей Родины, России. Вся полученная краеведческая информация систематизируется и обязательно готовится для использования с помощью сети «Интернет» для более широкого знакомства с ней всех участников программы. Таким образом, предлагаемая педагогическая технология позволяет учащимся реально включиться в управление делами школы, особенно в сфере дополнительного образования, организации внеклассной и внешкольной работы, при подготовке и проведении различных мероприятий, связанных с жизнью ученического коллектива.
Продолжение.Начало в №18 за 4 мая 2006 г.
2-й этап – «муниципальный» – предполагает проведение молодежного фестиваля, в основе которого лежит политико-экономическая игра «Новая цивилизация», моделирующая международные отношения по различным направлениям деятельности, когда каждая школьная команда, то есть правительство «Демократической республики» становится активным субъектом международного сообщества. Это позволяет познать азы международной политики. Проверить эффективность различных способов решения возникающих международных проблем. Сравнить действенность предпринимаемых шагов. Осознать необходимость и даже неизбежность сотрудничества государств в целях повышения жизненного уровня граждан, сокращения военных расходов и т.п.
На этом этапе предусматривается активное использование компьютерных технологий, что дает возможность провести экономическую часть игры «Новая цивилизация» в локальном сетевом варианте или через интернет. Для этого открывается Международная товарно-сырьевая биржа, услугами которой может воспользоваться любое государство мирового сообщества. Школьная команда может купить или продать любой экономический ресурс другому государству в любом городе, а не только там, где непосредственно проходит молодежный фестиваль. К услугам государств Международный банк развития, который также проводит свои операции с помощью компьютерных расчетов.
В программе фестиваля есть специальные практические занятия как по индивидуальной подготовке в «Школе Робинзона», где участники могут закрепить первоначальные навыки выживания, так и групповые занятия в виде «Ралли выживания», в ходе которого старшеклассники получают возможность отработать навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе. Для этой программы, как правило, отводится специальное время – целый день, который проводится на открытом воздухе.
Один из дней муниципального фестиваля посвящается краеведческой программе «Моя история», в течение которого делегации выступают с сообщениями об итогах своих краеведческих поисков. Делают стендовые доклады, слайдовые презентации. Организуют пресс-конференции, обмениваются опытом организации поисковой работы и т.д. Предусматривается проведение конкурсов школьной самодеятельности, различных интеллектуальных турниров, ситуационных игр и т.д., в ходе которых выявляются творческие способности участников, их лидерские качества и т.д. По итогам муниципального фестиваля, как правило, формируется городской клуб активистов, которые приглашаются на следующий этап – в летний лагерь актива.
3-й этап – «межрегиональный» – предусматривает проведение летнего образовательного лагеря для молодежного актива, на основе комплексной игры «Ньюландия», моделирующей деятельность цивилизованного государства, которым руководят сами дети. Граждане Ньюландии избирают своего президента, свой парламент, формируют правительство, самостоятельно зарабатывают на жизнь, расплачиваются с налоговой инспекцией. Кроме того, ньюландцы принимают участие в специальных обучающих программах, основной задачей которых является подготовка молодежи к реализации социальных проектов в условиях своего региона, оказание реальной практической помощи местного сообществу.
Обязательная часть летней программы – проведение занятий в «Университете «Ньюландии» на нескольких факультетах: экономики и менеджмента, правоведения, политологии, социологии, психологии, журналистики, компьютерных технологий и т.д. Каждый студент «Университета …» готовит и защищает дипломную работу, материалы которой он потом может использовать в своей школе в наступающем учебном году. В Ньюландии активно используют интернет-технологии для обучения участников лагеря, непосредственного общения с внешним миром, проведения сетевых компьютерных игр, создания сайтов и т.д.
Все участники этого этапа программы проходят специальный курс выживания, который завершается многодневным походом с обязательной ночевкой в полевых условиях. В Ньюландии есть традиция – избрание собственной королевы и рыцарский турнир в ее честь, а также много других интересных и полезных программ.
Таким образом, программа «Новая цивилизация» помогает объединить несколько направлений воспитательной работы современного образовательного учреждения:
В школе это объединение осуществляет парламент и правительство школьного государства (игровая структура «Демократическая республика»), которые принимают законы и разрабатывают программы по различным направлениям воспитательной работы, осуществляет их «финансирование» (за счет условной игровой валюты), поощряет участников (условные «государственные награды») и т.д.
В муниципальной системе образования создается молодежный клуб «Новая цивилизация», выполняющий функции органа самоуправления школьников. Он занимается вопросами молодежной политики на городском уровне.
В летних образовательных лагерях «Ньюландия» происходит обучение школьного и городского актива для дальнейшей работы в общеобразовательных учреждениях.
Программа является эффективной технологией, предназначенной для классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, директора школы, всего педагогического коллектива, разумеется, если педагоги заинтересованы в развитии личности школьника, а не только в передаче знаний, предусмотренных официальной учебной программой.
Программа «Новая цивилизация» для многих школ и регионов стала основой организации системы воспитательной работы и дополнительного образования в рамках учебного округа, целого города, так как позволяет с помощью активных технологий объединить большинство образовательных учреждений в единое молодежное сообщество.
На новом этапе своего развития она модифицировалась в проект МГМ «Россия. Демократия. Образование», который реализуется с 2003 года. Для координации деятельности участников марафона создаются соответствующие управляющие структуры. На уровне Российской Федерации – Российский организационный комитет молодежного гражданского марафона, в состав которого входят представители учреждений и организаций, инициировавших подготовку и проведение его. В субъекте Российской Федерации – региональный оргкомитет МГМ, в состав которого входят представители учреждений и организаций, поддерживающих идею марафона и содействующих его проведению на территории своего региона. Муниципальный оргкомитет МГМ координирует деятельность образовательных учреждений и детских общественных организаций, изъявивших желание участвовать в программах марафона. На уровне образовательного учреждения – штаб по проведению марафона, в состав которого входят представители администрации, педагогического совета и ученического самоуправления, детских общественных организаций, непосредственно организующие мероприятия в рамках МГМ в своих коллективах.
Основная цель марафона – создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян, формирование у них активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России. Каждый участник марафона имеет возможность: принять участие в любой программе и предложить свою идею или проект; освоить основные демократические процедуры гражданского общества, повысить свой уровень культуры правовых и деловых отношений; более глубоко изучить историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России; овладеть навыками использования технологии социального проектирования и активно участвовать в реальной жизни местного сообщества; практически овладеть технологией «портфолио» и пополнить его сертификатами за участие в мероприятиях марафона.
Коллективные участники получают возможность для: организации своего Центра гражданского образования по авторским программам; включения школьников и молодежи в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества; оказания практической помощи учащимся и студентам в освоении технологии «портфолио» (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или общественной деятельности; апробации программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в широкую педагогическую практику; диагностики готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в свою работу.
Муниципальные органы управления образованием, используя технологию МГМ, имеют более широкие возможности для: изучения воспитательного потенциала образовательных учреждений и детских общественных организаций; развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях и активизации деятельности детских и молодежных общественных организаций; систематизации имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создания информационного банка эффективных технологий гражданского воспитания молодежи; стимулирования деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским воспитанием подрастающего поколения; установления отношений социального партнерства с представителями бизнеса и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.
Гражданский марафон ежегодно посвящается одной или нескольким крупным темам, связанным с гражданской проблематикой. Основными темами его на 2005-2006 учебный год являются:
на международном уровне – «Европейский год гражданственности через образование», объявленный Советом Европы на 2005 год и продолжающийся в 2006 году;
на российском уровне – «100-летие Российского парламентаризма» и 2-й Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях;
на региональном и муниципальном уровнях дополнительная тематика определяется соответствующим оргкомитетом МГМ.
Специфика технологии заключается в том, что марафон проводится непрерывно в течение всего учебного года – с сентября по август очередного учебного года.
В содержание молодежного гражданского марафона органично включаются четыре ведущих направления деятельности:
1-е направление. «Деятельность центров гражданского самообразования» – создание в образовательных учреждениях, детских и молодежных общественных организациях центров гражданского самообразования детей, молодежи и взрослых граждан.
Центр гражданского самообразования детей и молодежи – это основная организационная форма реализации сетевого замысла гражданского марафона, позволяющая удовлетворять потребности школьников и местного населения в гражданском самоопределении, в изучении своих гражданских прав, в подготовке к решению реальных местных социальных проблем и т.д.
Эти центры работают в режиме сетевого взаимодействия, что позволяет любому жителю данного местного сообщества участвовать в предлагаемых программах. Реализуется одна или две программы, основное содержание которых составляет гражданская тематика.
Для открытия центра необходимо соблюдение следующих условий: желание коллектива школы (учреждения, общественной организации) участвовать в марафоне в качестве именно такого центра, подтвержденное протоколом, сдаваемым в оргкомитет; наличие авторской программы, реализуемой в рамках марафона; наличие подготовленных преподавателей-педагогов и консультантов из числа учеников и студентов; наличие мест для проведения занятий со слушателями, жителями муниципального образования.
В каждом центре возможны следующие формы проведения занятий:
регулярные занятия силами педагогов, школьников и студентов данного образовательного учреждения в помещении самой школы, где функционирует центр, по предложенной программе, например, 1 раз в неделю (в квартал, в месяц) по заранее составленному расписанию, которое является органичной частью сетевого расписания, действующего для всех центров, включенных в марафон;
периодические сессии по 2 – 4 дня, например, 1 раз в четверть или во время очередных каникул в самой школе (ЦГСДиМ) или с выездом в другую школу, в загородный лагерь и т.д. с приглашением тех, кто заинтересован в программе, предлагаемой на данной сессии, как силами самого приглашающего учреждения или с привлечением сторонних специалистов;
приглашение в школу выездной группы сторонних специалистов, преподавателей (консультантов), проводящих занятия по заранее согласованной программе и в соответствии с сетевым расписанием для заинтересованных участников МГМ;
очно-заочное дистанционное обучение с помощью сети «Интернет», где на сайте Центра гражданского самообразования детей и молодежи размещаются его программа, условия зачисления и обучения, задания для заочных слушателей курсов, вспомогательные материалы по предложенной программе, ведется форум, в ходе которого устраиваются постоянные консультации всех посетителей сайта, а также сроки очных краткосрочных сессий;
индивидуальное сопровождение школы или общественной организации преподавателем-консультантом, работающим в данном центре по разработанной им программе. В качестве преподавателей могут выступать опытные старшеклассники;
авторские методики самого центра, в том числе учитывающие специфические интересы учащихся, педагогов, родителей.
2-е направление. «Реализация социальных инициатив» – организация работы проектных групп для решения местных социальных проблем. Социальное проектирование привлекательно тем, что это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует способностям самого участника марафона. Как правило, участники очень высоко ценят возможность проявления инициативы и чувствуют реальную пользу и социальную значимость реализованного проекта. Именно эта возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города больше всего привлекает подростков, старшеклассников и студентов. Основной принцип – «Я могу это сделать сам, и не только для себя». Кроме того, проектная деятельность – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, на фирмах и т.д. Подросток сегодня стоит перед серьезнейшим выбором – жить только для себя или все же помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Участие совместно со сверстниками в социальном проекте – прекрасная возможность для тренировки «механизма переключения» своей мотивации с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные.
Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И это действенная проверка своих способностей и возможность для корректировки, в том числе и профессиональных жизненных планов, так как в процессе реализации проекта участники марафона начинают ощущать, какая же сфера жизни их больше привлекает.
В рамках МГМ предлагается конкретная технология «Шаг за шагом. Технология подготовки и реализации социального проекта».
3-е направление. «Деятельность ученического самоуправления» – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами самоуправления и детскими и молодежными общественными организациями. В настоящее время активно используются игровые технологии «ТОС – территориальное общественное самоуправление» и «Демократическая республика».
4-е направление. «Детские и молодежные общественные организации» – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединений и т.п. Это важнейшая составляющая структуры гражданского общества, которая требует серьезной и систематической подготовки как актива общественных объединений, так и программ их деятельности, понятных и принимаемых гражданами местного сообщества.
Все четыре направления марафона органично взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, в том числе на основе принципов, которые лежат в его основе. Организация и проведение мероприятий молодежного гражданского марафона строится на следующих основных принципах:
1-й принцип – инициативное участие в молодежном гражданском марафоне образовательных учреждений и общественных организаций, которые могут выступать одновременно как в качестве центра гражданского самообразования детей и молодежи, работающего с учащимися и студентами всего муниципалитета (города, поселка и т.д.) по своей авторской программе, так и в качестве делегации, принимающей участие в программах других центров гражданского самообразования.
В марафоне «Россия. Демократия. Образование» могут принять участие любые коллективы, включая школы, учреждения дополнительного образования, детские и молодежные общественные организации, отдельные проектные группы школьников, а также инициативные граждане, которым интересно предложенное содержание или которые готовы предложить свои идеи и проекты.
2-й принцип – возможность индивидуального инициативного участия в МГМ. Любой школьник или студент вправе по своей личной инициативе принять участие в мероприятиях МГМ в качестве активного участника (доклад на конференции, учеба в одном из центров гражданского самообразования и т.д.) при условии предварительной заявки в соответствующий оргкомитет или штаб, так и в качестве наблюдателя.
Реализация данного принципа – существенное отличие от многих других программ и проектов гражданского образования. В молодежном гражданском марафоне такую возможность получают практически все подростки и молодые люди – именно инициативно и индивидуально включаться на любом этапе проведения марафона, в любое уже реализуемое или планируемое мероприятие, продумать и предложить свой авторский проект и найти команду для его реализации и т.д.
3-й принцип – сетевое взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций по всем направлениям, которые реализуются одновременно на основе сети центров гражданского самообразования детей и молодежи, где в течение учебного года проводятся мероприятия, запланированные образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями и т.д. И посещать эти центры вправе любой школьник, заранее оформивший заявку на участие в программе того или иного центра.
Сетевое взаимодействие – это способ организации процесса гражданского образования с использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов учреждений и организаций данного муниципалитета в целях предоставления максимальных возможностей для удовлетворения потребностей в правовых, экономических и других знаниях для всех граждан микрорайона, города, села и т.д.
Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для широкой общественности; клубный характер отношений членов сети, прежде всего по интересам, например, в будущей профессиональной карьере.
В рамках марафона могут создаваться следующие типы сетей: реальные сети, в которых связи реализуются в формах реального обмена различными видами ресурсов (кадровые, материальные, финансовые и т.д.); виртуальные сети, в которых связи между учреждениями и организациями осуществляются в основном с помощью современных информационных технологий, то есть в виртуальном информационном пространстве.
4-й принцип – сертифицирование результатов и активных участников. По каждому направлению марафона соответствующий оргкомитет подводит итоги, которые позволяют оценить достигнутое, поощрить наиболее активных участников программы и главное – продумать варианты наиболее эффективной деятельности на будущий учебный год. Активные участники награждаются сертификатами или дипломами. Отдельными дипломами российского оргкомитета МГМ награждаются образовательные учреждения и органы управления образованием, на высоком уровне организовавшие мероприятия марафона на своей территории.
5-й принцип – ежегодный межрегиональный (российский) финал каждого направления МГМ:
1-е направление – «Деятельность центров гражданского самообразования детей и молодежи» – вопрос о мероприятии решается регионами самостоятельно;
2-е направление – «Реализация социальных инициатив» – финал в виде Всероссийской акции «Я – гражданин России» – в ВДЦ «Орленок»;
3-е направление – «Деятельность ученического самоуправления» – тематическая смена активистов ученического самоуправления. На уровне России – смена «Лидер-2006» – в ВДЦ «Орленок»;
4-е направление – «Детские и молодежные общественные организации» – вопрос о мероприятии решается регионами самостоятельно.
6-й принцип – общее итоговое мероприятие – детский гражданский форум «Верим в Россию. Строим Россию», который проводится как конференция по итогам прошедшего года.
Адрес сайта «Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование»: http://www.civicedu.ru/events.htm
E-mail: aspru@mail.ru
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук
Комментарии