В Лондоне с 30 января по 2 февраля проходила ежегодная крупнейшая образовательная выставка BETT-2013 – «British Education and Training Technology». Статистика участников BETT поражает воображение: почти 800 экспонентов и более 30 000 посетителей. В этом году десятки тысяч специалистов в области образования из разных стран, от руководителей школ до министров, приехали на выставку, чтобы увидеть новейшие решения и узнать, как технологии могут повысить уровень обучения, начиная с раннего возраста до высшего образования и обучения на рабочем месте.
Одна из российских участниц выставки, эксперт образовательных программ Intel из города Псков, Ольга Урсова, поделилась своими впечатлениями и рассказала об основных направлениях BETT-2013:
«Разнообразные новинки интерактивного оборудования, робототехники, демонстрация возможностей расширенной реальности – красочная наглядность, захватывающая дух. Это то, что может сразить непосвященного посетителя. Опытных же всегда больше интересует содержание и деятельность, которую можно развернуть на основе предлагаемых технологий. Как эффективно организовать образовательный процесс, как им эффективно управлять? И где они – реальные эффекты от виртуальных новинок?
Одно из сильных впечатлений произвело присутствие и активное участие групп детей, которые представляли результаты своей деятельности по использованию того или иного программного обеспечения или компьютерного оборудования. Мое внимание привлекло выступление учеников, посвященное применению облачных сервисов Google для организации совместной деятельности. Возможно потому, что это очень созвучно нашему пониманию и опыту – как это происходит в отдельных российских школах, например при реализации сетевых проектов. Я услышала про совместное заполнение таблиц в googledocs, про обсуждение учебных вопросов в блогах, про сетевое сотрудничество и взаимодействие.
Среди экспонатов выставки достаточно большое количество информационных систем, позволяющих управлять образовательным процессом учебного заведения на основе обработки разнообразных статистических данных. Так, продукт Progresso компании Advanced Learning http://www.progressomis.com/progresso-analytics нам любезно представил Dan McCarthy (Academies & North East Account Manager), рассказав о расширении возможностей работы с данными всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Гибкие решения ПО, а именно: перенос данных в облачные сервисы, возможность управления данными с мобильных устройств позволяют учителям планировать свою работу и управлять решениями, оперативно реагируя на изменения, наблюдать за динамикой процессов (успеваемости, посещения, поведения конкретного ученика), составлять разнообразные отчеты, находясь за стенами учебного заведения; ученикам – видеть изменения в расписании со смартфонов; родителям – понимать то, как именно проходит процесс обучения ребенка, включая информацию о посещении, формирующем оценивании и динамику продвижения.
http://www.livewirepr.com/fileadmin/user_upload/images/Analytics_Dashboard.jpg
Разработчики называют свой продукт “интеллектом на кончике пальцев”, и это название вполне оправдано для такого рода информационных систем.
Хочется надеяться, что российские разработчики подобных систем также будут ориентироваться на пользователей и смогут свои решения сравнивать с достойными интеллектуальными продуктами. Можно много говорить о том, что электронный документооборот позволяет “разгрузить” учителя, эффективно управлять процессами в наших школах, однако опыт показывает, что проблем на пути перехода в мир электронных образовательных услуг еще остается много (от унификации административных регламентов до разработки единых стандартов интеграции ИС разных уровней)».
Урок в английской школе: скоростной Интернет и разнообразные девайсы
Во время поездки на ВЕТТ российским участникам выставки, экспертам образовательных программ Intel удалось побывать в лондонской школе Rosendale Primary School.
«Три года назад в этой школе все было \”до боли\” традиционно – от фронтального метода обучения до возможности выхода в Интернет по установленному времени (по понедельникам с 15 до 17 часов), – рассказывает Ольга Урсова из Пскова. – Затем пришел молодой директор с новыми идеями и подходами к тому, как должна быть организована учебная деятельность и на что разумнее тратить средства в учебном процессе. И все изменилось! Проектная деятельность, приемы групповой работы, доступный скоростной Интернет, разнообразные девайсы, возможность и необходимость представления и обсуждения деталей учебного процесса в сети, демократичность во всем – в поведении, во взаимоотношениях.
Мы побывали в двух классах в разгаре занятий. Парты переставлены, таким образом, чтобы было удобно работать группами. На обычной доске – теги (ключевые слова) к изучаемым темам, на интерактивной доске – учебное видео из блога класса (доступен Youtube), в рабочих тетрадях – QR-коды, на столах – ноутбуки, планшеты, кубики, провода, книги, домино, фломастеры (при этом все инструменты пользуются одинаковой значимостью, нет компьютерного культа), на стенах – плакаты, на которых размещены советы по организации круглых столов, общения, взаимодействия, т.е. раскрываются секреты сотрудничества. И, конечно, точка доступа Wi-Fi. Вот и все! И этот набор позволяет организовать эффективную учебную деятельность, в которой развиваются навыки человека XXI века».
«Один из уроков проводился для детей в возрасте 10-11 лет. Ребята изучали предмет Project Learning. Темой проекта стала: «Создание машины Голдберга» (англ. Rube Goldberg Machine – это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом — как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино»). Педагоги выбрали именно эту темя, видимо, для изучения процессов взаимодействия и получения результата. Время, отведенное на изучение темы – 2 недели (4 занятия). Мы были на заключительном занятии, когда ребята в группах представляли свои машины, делали отчеты о работе в проекте (снимали видео, писали рефлексию в «EverNote», размещали видео в блоге класса и т.д.). Урок начался с актуализации, учитель показала видеоролик, который ребята видели на первом занятии: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=qybUFnY7Y8w#.
После этого дети получили четкую краткую инструкцию и работа закипела. На нас, гостей, дети не обращали внимания, они были заняты делом. Время от времени учитель привлекала к себе внимание коротким сигналом (дисциплина – отличная, ребята сразу откликались) и направляла процесс в нужное русло. Вроде бы ничего нового мы не увидели, все было именно так, как мы себе и представляли организацию урочного проекта, так, как мы учим педагогов на курсах планировать и реализовывать проекты. Просто было очень приятно увидеть реальный процесс, как это воплощается в жизнь.
Один из примеров работы ребят в этом проекте можно увидеть http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=L1oqiAKDpfo
После посещения уроков, директор школы рассказал о теоретической основе жизни школы (важность проектной деятельности, групповой работы, сотрудничества, эффективного взаимодействия и т.п.). Он также отметил, что директору школы важно разумно тратить средства. Закупки интерактивных досок в каждый класс практически ничего не меняют в образовательном процессе: \”Доска называется интерактивной, а для кого она интерактивна? Для учителя? Для ученика, который в конкретный момент касается доски? Но не для всего класса\”. Практически все, что нам говорили было созвучно нашим собственным мыслям, идеям, обсуждениям: практика показывает, что разумнее тратить средства на покупку мобильных девайсов и разворачивание Wi-Fi, чем на установку интерактивных досок».
Комментарии