search
main
0

Новые проекты для новой школы

Современная школа требует изменений, которые должны происходить достаточно быстро. Причем на первый план сегодня выходят не только вопросы образования, но и все, что касается воспитания, новых подходов к проблеме взаимоотношений учитель-ученик-родитель. На форуме «Линейка» десять учительских команд из разных регионов страны представили свое видение, какой должна быть воспитательная система в школе. Сегодня мы расскажем о пяти показанных на форуме проектах.

Сергей МИХАЙЛОВ, заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка средней общеобразовательной школы №37, Кемерово, команда №9:

Гибридное мероприятие «Планерка.ру»

Проанализировав тренды в отечественном образовании, связанные с глобальным усилением вовлеченности в онлайн-среду, персонификацией обучения, а также апробацией новой воспитательной программы, и выделив проблемы недопонимания изменений образовательного законодательства классными руководителями, низкой степени вовлеченности родителей и учащихся в жизнь школы и класса, наша команда во время дискуссии предложила проект проведения гибридного мероприятия для класса «Планерка.ру».

Проект предназначен для выработки совместной стратегии жизни класса на учебный год, включения всех участников обучения (родителей, учащихся, классного руководителя) в воспитательный процесс, информирования учащихся и родителей об изменениях образовательного законодательства. Гибридность мероприятия заключается в том, что оно может быть проведено как в онлайн- или офлайн-формате, так и в смешанном онлайн-офлайн-режиме.

«Планерка.ру» – это мероприятие, объединяющее классного руководителя, родителей и учащихся. Согласно механике проекта в начале каждой четверти классному руководителю предлагается организовать собрание инициативных групп родителей и учащихся, для того чтобы выработать календарный план-график совместной воспитательной работы на учебный год. Классный руководитель распределяет родителей и учеников по тематическим подгруппам, занимающимся выработкой решений, которые находят свое отражение в событиях (конкурсы, тематические дни, уроки-игры, мастер-классы, лекции и т. д.) и входят в общий календарный план общеклассных дел. Распределение ролей учеников и родителей основывается на их интересах и предпочтениях, стиле жизни, работе и увлечениях (спорт, творчество, культура, духовно-нравственное развитие, социальная деятельность и т. д.).

В рамках проекта приоритетом классного руководителя является информирование всех участников образовательного процесса о целях и задачах новой воспитательной программы, в которой заложены ориентиры воспитательной работы, совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся класса.

Проект «Планерка.ру» предлагает больше вовлекать одаренных детей в воспитательную среду и жизнь класса. Учитывая проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются одаренные дети (дефицит внимания и общения со сверстниками), проект предлагает включение таких детей в организацию мероприятий с учетом их интересов. Например, если ребенок занимается робототехникой, полагаясь на помощь классного руководителя и инициативной группы родителей, он может презентовать мастер-класс и показать одноклассникам прелести своего любимого занятия. Ребенка, который хорошо пишет тексты, можно привлечь к написанию сценария театральной постановки.

Александр РАКОВ, учитель географии и экономики лицея №6, Благовещенск, команда №10:

Как не бояться говорить на сложные темы

В течение двух дней проведения Всероссийского молодежного форума «Линейка» наша группа пробовала проработать несколько проблем, которые существуют в современном образовании. Были среди них и проблемы дистанционного обучения и нежелания детей участвовать в общественной жизни школы. Хотел бы отметить тренды современного образования – тьюторство/наставничество, использование чат-ботов в образовании, акцент на развитии soft skills у школьников в образовательной среде, появление новых дисциплин, соответствующих мировым тенденциям. Среди основных проблем, задаваемых современными трендами, – неготовность родителей проводить много времени с детьми во время дистанционного образования. Кроме того, как всегда, актуальна проблема отцов и детей, непонимания между ними в связи с новыми этическими тенденциями.

Но нашей группе по душе оказались проблемы неумения детей ориентироваться в поступающей информации и боязни говорить на сложные темы с родителями. В результате двух дней работы нами было предложено проведение открытых дискуссий между подростками и родителями при участии специалистов (психологов, педагогов и других профессионалов).

Цель нашего проекта – создание условий для просвещения и открытого разговора между родителем, учителем и ребенком на сложные темы, связанные с понятием новой этики, путем создания онлайн-платформы с открытыми дискуссиями между представителями разных поколений.

Карина СОЛОВЬЯНОВА, учитель начальных классов гимназии №69 имени Сергея Пахно, Краснодар, команда №6:

В поисках общего решения

Наша команда получила социальный патент благодаря разработанному проекту. Что за проект? Воспитательный подкаст.
Мы выявили несколько проблем, которые касаются воспитания в школе и дома. Проблемы были такими: расхождение ценностей семьи, школы и социума; непонимание родителями своего места в образовательном процессе; перекладывание ответственности друг на друга участниками воспитательного процесса; отсутствие живого примера учителя; отсутствие живой коммуникации между учителем и учеником; отсутствие навигации, структурности и навигации в воспитательном пространстве.

Поэтому пришли к такому формату, как подкаст, герои которого – учитель, ученик и родитель – со своих позиций обсуждают за круглым столом актуальные проблемы воспитательной среды, проблемы, с которыми они встретились лично и которые их волнуют.
Целевая группа подкаста, которая имеет наибольшую полезность, – это родители. Потому что, к сожалению, родители оторваны сегодня от школы.

Мы ожидаем, что будет сформировано единое понятийное поле в вопросах воспитания. Подкаст – это возможность посмотреть на воспитательный и образовательный процессы с разных сторон (ученик, учитель, родитель).

Цель проекта – это создание пространства для открытого диалога между учеником, учителем и родителем, в котором они не боятся открыто говорить о своих проблемах и пытаются прийти к общему решению, чтобы понять, что и почему происходит в воспитании сегодня.
Если говорить о механике создания подкаста, то здесь требуются создание команды (участники, модератор, редактор, техническая группа, специалист по монтажу), определение материально-технической базы (поиск места физического, где будет записываться подкаст, а также медийного, где он будет располагаться), а также съемочная аппаратура, анализ запросов детско-родительского сообщества (какие проблемы и вопросы воспитания у них есть) для определения того, что мы будем обсуждать в конкретном выпуске, составление сценария в общих чертах к каждому эпизоду. После этого происходят съемка, монтаж и выкладывание подкаста в социальные сети на такие платформы, как YouTube, Яндекс.Музыка, Spotify, для того чтобы каждый мог выбрать удобный ему формат подкаста.

Также существует адаптированный вариант, где главной целевой аудиторией являются уже не родители, а трудные подростки. Если в изначальном варианте в подкасте общаются реальный ученик, родитель и учитель, то сейчас вместо ученика садится за круглый стол взрослый. Участниками подкаста становятся герой (взрослый), психолог, родитель и учитель. Ключевое изменение: главный герой подкаста – это человек, который чего-то добился, будучи до этого трудным подростком. В данном формате важно создать атмосферу желания, в которую хочет попасть ребенок, прослушивающий подкаст, и главный герой через личный пример (в формате сторителлинга) передает ценности и правила той среды, в которой он добился успеха, в которой он находится сейчас. Таким образом, главный герой покажет трудному подростку, что он может поменять в себе, если хочет развиваться и быть успешным именно в этой среде. Личность может быть как всероссийского масштаба, может быть локальным героем или локальным профессиональным героем. И главное, чтобы место съемок было на территории профессиональной среды главного героя, который рассказывает о том, кто он такой. Мы надеемся, что наш проект воплотится в реальность, поможет повысить воспитательную грамотность и создаст единое открытое воспитательное пространство.

Георгий САФАРЯН, учитель музыки и ПДО лицея №20, Пятигорск, Ставропольский край, команда №2:

Главное – сократить разрыв поколений

В рамках работы молодежного педагогического форума «Линейка» командой №2 были выявлены глобальные тренды и проблемы, связанные с их появлением, которые напрямую повлияют на воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Основные среди них – продолжение социальной поддержки населения, разработка проекта федерального государственного стандарта нового поколения, первые результаты внедрения поправок в Федеральный закон «Об образовании в РФ», развитие системы наставничества, распространение и внедрение идей экожизни, новый формат традиционных мероприятий.

Основная проблема, на наш взгляд, – это отсутствие коммуникации между родителями и детьми. В качестве решения проблемы мы предлагаем создать онлайн-мастерскую «PROFroom». Работа мастерской будет включать в себя видеоролики от родителей, несущие в себе как познавательный, так и профориентационный характер, а также мастер-классы от учащихся, в которых они смогли бы продемонстрировать свои умения в разных направлениях как своим сверстникам, так и старшему поколению.

Создание такой мастерской позволит повысить уровень коммуникации, сократить разрыв поколений и профориентировать учащихся в различных отраслях.

Екатерина КОСТЫЛЕВА, учитель физики гимназии №16, заместитель руководителя Центра молодежного инновационного творчества «ФабЛаб» Тюменского государственного университета, Тюмень, команда №4:

Слышу, вижу, делаю, меняю

Мы команда молодых педагогов, которые встретились на молодежном педагогическом форуме «Линейка». Основная тема форума – «Воспитательная среда». Шаг за шагом мы двигались к совместному пониманию того, какие инструменты могут использоваться для создания благоприятной воспитательной среды на базе школы.

Наша команда выделила некоторые тренды, которые влияют на сферу образования. Как глобальный тренд мы рассмотрели переход от массового образования к образованию по индивидуальной образовательной траектории. Также было отмечено, что сейчас меняется запрос к выпускникам школ и к образованию в школе в связи с изменением рынка труда и переходом общества от постиндустриального общества к информационному. Мы учитывали влияние различных трендов на федеральном уровне: от ситуации, связанной с изменениями на фоне эпидемиологической обстановки, до изменения подхода к патриотическому воспитанию.

На следующем этапе мы перешли к исследованию проблем, с которыми сталкиваются разные участники образовательного процесса: тех, которые касаются всех участников воспитательной среды, а также тех, с которыми сталкиваются ученики, родители и учителя как отдельные группы субъектов при взаимодействии в рамках воспитательной среды. Проведя ранжирование по значимости, мы выделили проблемы, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение для всех участников. Это открытость воспитательной среды для всех, высокая загруженность и недостаток времени, директивность, доступность образовательной среды. Именно их мы выбрали в качестве мишени при разработке нашего проекта.

Целевой аудиторией нашего проекта стали трудные подростки.

Главными целями нашего проекта являются вовлечение всех субъектов воспитания в создание единой воспитательной среды, а также формирование сообщества, создающего комфортную воспитательную среду. Планируем, что примерно через год можно ожидать и первых результатов, важнейшие из них – повышение вовлеченности, инициатива снизу и горизонтальное управление, а также повышение имиджа учителя. Разнообразие мероприятий делает нашу систему доступной, в ней могут принимать участие ребята разного возраста, с разными увлечениями. А создание безопасной, то есть комфортной, среды и возможность что-то менять, быть услышанным приведут к включенности в сообщество трудных подростков.

Чтобы реализовать все эти цели, мы предлагаем серию мероприятий, которые будут проводиться в течение года. В начале учебного года все желающие учителя, обучающиеся и родители встречаются на сессии-погружении.

На этой сессии все становятся участниками фестиваля «Свобода». Учащиеся снимают видео­ролики и размещают их на подготовленном YouTube-канале. Тематика роликов достаточно широка – «Мой взгляд на школу». Организаторы подбирают команды так, чтобы в каждой были представители всех групп (учителя, обучающиеся, родители). Цель этого мероприятия – увидеть школу глазами разных людей, узнать, что их волнует и вдохновляет, а также создать общий образ видения школы и атмосферы в ней. Важно создать комфортную среду, где можно свободно говорить то, что думаешь, показывать то, что тебя волнует. К сожалению, далеко не все подростки готовы говорить в открытую о том, что их волнует: кто-то стесняется, кто-то боится осуждения, насмешек.

День эмоций. Просмотр видеороликов. Станции эмоций. Рефлексия своей работы, возможность выплеснуть свою агрессию, показать свой страх. Привлечение на мероприятие социальных партнеров, психологов. Создание безопасной среды, чтобы мотивировать трудных подростков участвовать в проекте.

Обучение. Привлечение социальных парт­неров и родителей. Мастер-классы на разные темы. Кулинария, прикладная деятельность, цифровая среда. На мастер-классах все учатся вместе – учителя, дети и родители. Все проходят обучение на равных. Не уметь не стыдно. Создание безопасной среды.

Баркемп. Взаимообучение. Дети готовят мастер-классы на свои темы, кто что знает и умеет. Значимость себя и своих навыков. Возможность каждому проявить себя за рамками школьных знаний.

Новый год. Вовлечение сообщества в создание воспитательной среды. Применение навыков, которым научились на мастер-классах. Проведение совместного мероприятия.

День эмоций и рефлексии. Тебя принимают. Возможность проявить свои эмоции в безопасной среде, различные станции.

КТД «Придумай сам». Сделай сам, измени мир вокруг себя. Подготовка итогового мероприятия, сообщество проводит его самостоятельно. На данном этапе происходит формирование сообщества, которое создает безопасную воспитательную среду.

Общее мероприятие года, которое придумали сами.

Эти мероприятия призваны мягко и поэтапно формировать сообщество в безопасной, безоценочной среде. Привлечение специалистов и частота мероприятий позволяют решить проблему нехватки времени, сделать систему открытой, дают возможность участвовать всем. В этой системе сообщество аккуратно проходит путь от совместной организованной другими деятельности до деятельности, где участники сами решают, как и какие мероприятия проводить, что позволяет заменить директивность на инициативу изнутри. При внедрении данной механики на следующий год уже будет сформировано сообщество и наполнение мероприятий можно будет менять уже вместе с подростками, отдавать все больше инициативы в их руки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте