search
main
0

Новые понятия в старой оболочке Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. При этом диалектика познания такова, что “всякое новое знание является в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта”, а потому “всякая такая облочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт”. Поэтому часто старые понятия наполняются новым содержанием, и появляется потребность в их пересмотре, уточнении, иногда переосмыслении. На эволюцию такого рода необходимо обращать внимание учащихся.

Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Кроме того, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более что мышление человека понятийно.
а) Этапы работы над понятиями.
Знакомство (изучение)
Изучение знания понятия
Раскрытие “веера смыслов”
Выявление этимологии понятия
Диалектика содержания понятия
Определение исходного понятия
Трансформация содержания и определение современного значения
Определение существенных признаков
Выработка определения при помощи наводящих вопросов, работы с текстом и т.д.
Ролевая игра
Закрепление (усвоение)
Решение логических задач
Исправление текста с “ошибками”
Тестирование
Тренинг на запоминание
Игровые формы (“Умники и умницы”, “Выборы”, “Политические дебаты”.
Контроль (знание и понимание)
Диктант
Тест
Решение задач
Задания, направленные на проверку умения применять понятия
Контроль: поурочный, промежуточный, итоговый.
б) Приемы формирования понятий.
Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются, как известно, анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
С учетом сказанного могут быть выделены некоторые приемы педагогической технологии работы с понятиями. Очевидно, что лежащие в их основе логические приемы применяются при этом с учетом целей обучения и особенностей конкретного вида учебной деятельности.
Вот как может быть организована работа над понятием “государство”.
1. Предложим учащимся назвать по одному-два слова, которые определяли понятие “государство”, и мы получим список определяющих слов и словосочетаний.
Народ, население, люди; флаг, герб, гимны; земля, территория; власть, закон, управление; казна; собственность; независимость, суверенитет.
2. Попросим выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки:
территория, население, управление, власть, суверенитет.
3. Существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия “государство”.
Государство – общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Содержание понятий может быть определено через их сравнение.
Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.
Здесь выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.
К определению содержания понятий и их отличительных признаков можно подойти через обобщение выделенных признаков. Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу.

Ответив на вопросы, учащиеся смогут самостоятельно дать определения, например:
Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека, передается по наследству и не ограничивается представительными органами.
Как самостоятельный и достаточно простой можно использовать этимологический метод, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.
Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно знание широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, ре-, би- и другие) и корней двусоставных терминов (авто-, кратия-, фило-, фобия-, био- и другие).
Например, анархизм (греч. An-без, archia-власть) – идея безвластия, без государственного устройства общества; плебисцит (лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление) – всенародное голосование.
в) Формы проверки знаний.
Возможны традиционные методы контроля: опрос, фронтальный опрос, диктант. Расскажем о других формах, позволяющих проверить и отследить уровень понимания понятий.
1. Соедините стрелками названия государств и соответствующие им особенности общества. Впишите в пустые рамки необходимые понятия.

2. Соотнесите определения и понятия.

3. Выполните текстовые задания
Какой стиль руководства выражен в следующих словах Г.Форда: “Крупный бизнес слишком велик, чтобы позволить себе быть человечным. Мне жаль того беднягу, который настолько слаб, что ему всегда нужна атмосфера доброжелательности на работе”:
а) демократический;
б) авторитарный;
в) либеральный.
Источником рационального лидерства является:
а) происхождение;
б) харизма;
в) законная процедура.
Конфликт – это:
а) отсутствие согласия между членами социальной общности по поводу коллективных устремлений и целей;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие социальные или профессиональные позиции, награды и т.п.
в) столкновение людей и групп, в котором они, исходя из их собственных (действительных или мнимых) интересов, стремятся оттеснить и порой даже уничтожить друг друга.
4. Проведение анкетирования (анкета для учащихся с целью определения уровня усвоения понятийного аппарата в ходе учебной деятельности на уроках обществознания) на различных этапах обучения.
Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Не случайно Л.Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: “образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлению…психологии и идеологии”.

Ирина ДОЛИНИНА,
старший преподаватель филиала Пермского политехнического университета
Чайковский,
Пермская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте