search
main
0

Новые подходы к классике

Книга Валерия Доманского «Русская классика в культурных контекстах и диалогах» (М., Флинта, 2021, 495 с.) – редкостное в наши дни научное исследование русской классики, где в методическом приложении даются разработки школьных уроков.

 

Принцип Валерия Доманского при изучении классического произведения – поиск самых разнообразных контекстов и возможностей диалога. Причем он выступает одновременно и как теоретик, и как учитель, использующий на уроках возникшие новые подходы к классике. А она, бесценная наша классика, конечно же, в этих подходах остро нуждается. Радует то, что автор старается «внедриться» в сам классический текст, а не фонтанирует какими-то совершенно произвольными ассоциациями, что повсеместно происходит с классическим наследием в современном театре, опере и даже балете.

Поначалу я столкнулась с некой несколько меня удивившей, скажем так, особенностью. Автор по-своему возвращается к уже немного подзабытым структурным методам исследования, претендующим на строгую научность. Текст глав, в особенности первой половины книги, пестрит такими терминами, как «локусы» и «топосы», «матрицы», «концепты» и «субстраты». Автор так увлекся подобного рода терминологией, что даже наши простенькие среднерусские растения бузина и ель из повести Тургенева «Первая любовь» названы им по-научному – дендронимами.

Но постепенно понимаешь, что эта терминология, отчасти, может быть, избыточная, служит более четкой фокусировке каких-то новых исследовательских проблем, связанных как раз с местом, с земным пространством и его разнообразными вариантами в русской классике. И что, пробиваясь сквозь локусы и топосы, мы все равно остаемся в пространстве живых классических текстов, получая удовольствие и от их обильного цитирования, и от тех новых поворотов, которым они подвергаются.

На примерах произведений Державина, Пушкина, Тургенева, Гончарова, Бунина автор погружает нас в усадебный мир и в «топос» дачи, в пространство садов самых разно­образных видов, восходящих едва ли не к садам Эдема, в сложный диалог столичных, захолустных и провинциальных текстов.

В книге Доманского все со всем соприкасается и на все откликается. Словесные образы перекликаются с живописными в литературных и живописных произведениях Лермонтова. Молодой Пушкин стремительно догоняет, а потом и перегоняет дядю, который с натугой пытается угнаться за резвым племянником. Иван Тургенев и Николай Добролюбов ведут ожесточенный спор, связанный не только с их человеческими симпатиями и антипатиями, но и с расхождениями на историко-культурном уровне.

Автор мыслит широко и объемно, поистине интертекстуально – не личные истории художников, а их диалоги в разных культурных традициях, в различных видах искусства. И все эти принципы, включая диалоги с живописными произведениями, опору на театрализацию или философию, автор использует в методическом приложении, предлагая свои варианты уроков по классике.

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте