search
main
0

Новые подходы к формированию компетенций управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования

​В рамках подготовки к проведению Московского гражданского форума в столице прошла межрегиональная конференция «Новые подходы к формированию компетенций управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования». Пленарное заседание состоялось в Московской городской Думе.

На конференции на различных площадках столичных образовательных организаций работали 5 секций: «Комплексное предпрофессиональное образование для подготовки школьников к учебе, жизни и труду»; «Сетевое взаимодействие образовательных организаций с субъектами территориального и отраслевого развития как ресурс для развития профессиональных компетенций»; «Современные подходы к управлению развитием компетенций педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования»; «Управляющие советы образовательных организаций  и родительская общественность как инструмент  открытости  работы руководителя и педагогических коллективов»; «Подготовка управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования».Тема конференции, – отметил в приветственном слове председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы Антон Молев, – как мне кажется, отражает наиболее актуальные вопросы развития образования не только Московского региона, но и касается в целом проблематики общероссийской. И поэтому здесь находятся не только представители Правительства города Москвы, представители ученого сообщества и депутаты Московской городской Думы, руководители образовательных организаций, но также достаточно широко представлена профессиональная управленческая общественность из большого количества российских регионов.Инициатором этого мероприятия стала Общественная палата. Надо сказать, что в ее новом составе именно в этом зале совсем недавно она была представлена широкой общественности. И это такое торжественное и очень знаковое мероприятие.Я очень рад, что Дума открыта и для такого рода формата работы. Мне кажется, что это очень правильно и перспективно, повышается уровень открытости не только образования, о котором мы будем сегодня говорить, но и вообще системы управления городом.- Общественная палата города Москвы и Московская городская Дума вынесли в повестку дня конференции вопросы, – прокомментировал заместитель председателя Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Метельский, – которые, по нашему мнению, в значительной степени отражают суть изменений не только в московской системе образования, но и в какой-то мере в российском образовании в целом. Экономическая динамика, которая происходит в обществе, напрямую затрагивает качество, эффективность и системность преобразований такой важнейшей области человеческой деятельности, как образование. Постоянно нарастающая конкуренция, быстрая смена технологий создают спрос на новые типы конкуренции, новые формы подготовки специалистов. Как никогда ранее, растет спрос на специалистов, обладающих максимальной гибкостью, высокой креативностью, готовых к самостоятельной работе, к работе в команде, способных работать с разными технологическими средствами.Как известно, система образования в последние годы претерпела серьезные изменения. Она вобрала в себя опыт множества образовательных экспериментов, которые мы все с вами наблюдали, в которых принимали участие или организовывали сами. Многие из этих экспериментов способствовали замене педагогических кадров, замене устоявшихся практик школ, университетов, колледжей, созданию новых образовательных стандартов. Некоторые изменения дают весьма позитивные результаты: у детей и подростков растет интерес к получению качественного образования, внедряются новые образовательные технологические проекты, реализуются программы по подготовке к их будущей работе в новых экономических и технологических условиях. По сути, создаются условия для высокоскоростного, если так можно выразиться, образования, которое должно отвечать запросам современной жизни, постоянно обновляться и транспортироваться. Не случайно все высшее образование стало восприниматься как нематериальный инновационный актив, который требует постоянного пополнения новыми технологиями, учебными программами и, самое главное, педагогическими кадрами.Конечно, образование – это очень многогранная сфера. Как будут дальше развиваться образовательные модели, какие процессы будут влиять и на формирование, и на закрепление, в значительной степени зависит еще и от лидеров образования. Как будут происходить процессы трансформации старых моделей в новые? Какие решения будут приниматься в сфере образования?Изменившаяся структура образовательной среды поставила задачу радикально пересмотреть формы, методы, подходы к подбору управленческих кадров, к работе с ними, к их профессиональному росту и оценке их деятельности. Но это невозможно без участия общественности, законодателей, при закрытости самой системы образования. Как никогда, деятельность образовательной организации и педагогического коллектива стала не только доступной, но и прозрачной, начиная от рейтинга образовательной организации, выбора программ, эффективности использования финансовых средств, подбора педагогических кадров, результатов учебы каждого обучающегося. Члены управляющих советов и родительская общественность стали не только активными союзниками в вопросах образования, но и во многом экспертами и активными деятелями образовательного процесса. И конечно, такая работа невозможна без создания широкой инновационной сети в образовательной сфере. Именно информационное пространство позволяет быть открытой системе образования и образовательной организации. Информационное обеспечение во многом способствует выбору управленческих решений, возможности структурировать работу руководителей, эффективно использовать любые ресурсы. Проблема профессионального роста и формирования новых компетенций руководителя образовательных организаций педагогических коллективов является, наверное, одной из приоритетных в системе образования Москвы. Именно на ее решение обращается внимание как со стороны Правительства Москвы, лично мэра, так и со стороны депутатов Московской городской Думы.Мы исходим из того, что новые требования заказчиков на образование связаны с изменением московской бизнес-среды, образом жизни москвичей, семьи и в целом городского сообщества. Депутаты Московской городской Думы вопросы кадровой политики рассматривают как на заседаниях Комиссии по образованию, так и на парламентских слушаниях, заседаниях общественных советов, круглых столах. Депутаты –  члены Комиссии по образованию являются активными участниками мероприятий Департамента образования города Москвы по аттестации руководителей образовательных организаций и педагогов. Они активно участвуют в реализации программы «Эффективный руководитель» системы столичного образования. Участвуют в форсайт-сити, мастер-классах, организации проектных мастерских. Все это позволяет не только владеть информацией о том, что происходит с кадрами в системе образования, но и совместно с Департаментом образования, с межрайонными советами директоров образовательных организаций корректировать эту работу.Новые требования к системе образования, ее качество работы объективно связаны с формированием новых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов. Как известно, сегодня современный директор образовательной организации не нуждается в прописных истинах управленческих знаний, ему требуется личностное развитие по абсолютно новым наборам компетенций, а именно создание команды, выбор универсальных программ, индивидуальные траектории обучения, умение правильно управлять финансами и другими ресурсами, прогнозировать развитие образовательной организации.Современный директор – это и публичная личность, которая должна свободно ориентироваться не только в мире педагогических технологий, но и в тенденциях развития общества, экономики и в других сферах общественной жизни. Безусловно, такие компетенции приходят с опытом, с практической деятельностью. От руководителя образовательной организации сегодня зависит практически все – от понимания учениками истины «обучение через всю жизнь» до осознания каждого педагога, что он ключевой игрок в этом процессе.В идеале общество придет к тому, что необходимо создание дискуссионного пространства для проведения образовательных реформ, к пониманию роли в них управленческих и педагогических кадров и, конечно, возрастающего влияния на эти процессы общественных институтов. – Общественная палата нового созыва, – сказала заместитель председателя Общественной палаты, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина  Маргарита Русецкая, – думая о том, как она будет работать и какими делами, какими результатами будет отчитываться в конце своего срока работы, конечно, поставила себе, мне кажется, очень амбициозную и серьезную задачу – это выработка реальных механизмов в формировании консолидированных решений, управленческих решений и решений таких, которые бы отвечали интересам жителей города и в целом государственной политике, тем новым векторам в развитии нашего общества, которые есть как на уровне мегаполиса, так и на уровне всей страны. И данное мероприятие входит в систему многих семинаров, круглых столов, встреч, общественных дискуссий, обсуждений, которые запланированы на этот и последующий годы. Но главное, что ежегодно Общественная палата проводит Гражданский форум. В прошлом году впервые это мероприятие прошло в формате распределенных площадок, которые обсуждали различные дискуссионные и сложные вопросы, вопросы нашей жизни, жизни москвичей. В этом году мы решили пойти дальше и эти площадки сформировать таким образом, чтобы на них звучали опыт и пути решения не только московских столичных проблем, но и других регионов нашей страны. Мы обратились с этим предложением к департаментам города Москвы и получили горячую поддержку и одобрение нашей инициативы.В самом деле, часто Москву обвиняют в том, что она несколько оторвана, она имеет некоторые особенные условия и поэтому, конечно, может себе позволить какие-то иные форматы. Я сегодня очень много бываю в разных регионах, так получается, приходится по роду деятельности, и могу сказать, что в некоторых регионах есть опыт, который вполне конкурентен опыту Москвы, которому действительно можно учиться Москве. И я очень рада, что сегодня у нас такое широкое, такое достойное региональное представительство. Я в самом деле связываю надежды в работе этой площадки с тем, что мы найдем новые интересные предложения и новые пути решения проблем в социальной сфере, выработанные и полученные у вас в регионах. И для этого сегодняшний и завтрашний день и его программа.Я хочу сказать о том, что, действительно, в последнее время именно социальная сфера – это самый сложный сектор нашего общества и нашего государства в целом. И образование традиционно считалось консервативной сферой – сферой, которая обязана сохранить и передать только проверенные знания, только проверенные компетенции. Но в последние годы кардинальным образом изменили эту систему. И я верю, что сегодня самые значимые изменения связаны именно с обучением и воспитанием. Поменялся формат образования: если раньше его прежде всего связывали со школой, с вузами, то сегодня образование – это процесс на протяжении всей жизни. Мы с вами хорошо понимаем, что даже руководители самого высокого уровня обязаны постоянно учиться, для того чтобы не отстать, для того чтобы подтверждать свои достижения, чтобы обеспечивать развитие своих организаций. Кроме того, важнейшие изменения, которые произошли, связаны с коммуникацией в информационной сфере. Недаром XXI век – век информационных технологий и век экономики знаний. И мне думается, что сегодняшнее наше пленарное заседание будет построено как раз-таки на представлении опыта этих двух сфер деятельности человека: обучение, воспитание и коммуникация в новых условиях со всеми ее новыми возможностями, со всеми ее действиями. И в итоге, я думаю, мы можем говорить о том, что образовательные организации, весь персонал образовательных организаций, а руководители прежде всего, сегодня являются носителями компетенций нового времени. И нам с вами приходится эти компетенции иногда усваивать не в готовом виде, а действительно формировать своим опытом, своей жизнью. И новые вызовы, конечно, и ответ – новые компетенции. Никогда директор школы ранее не ставил перед собой задачи быть лидером, быть выразителем мнения школьного коллектива так ярко, так остро, так первостепенно. Сегодня восстанавливается Всероссийское просветительское общество «Знание». И я думаю, что наши образовательные организации станут новыми площадками этого современного движения.Мы сейчас стоим с вами на пороге трансформации человеческого общения. Если раньше мы с вами жили в двух коммуникационных средах – устно-речевой и письменно-речевой, то сегодня у нас появляется третий вид коммуникаций – коммуникация через цифровой дисплей. До 60 процентов информации, которую мы получаем с вами каждый день, приходит к нам через экраны наших мобильных телефонов, компьютеров, экраны рекламного типа на улицах города, телевизоров. Это специфический канал коммуникации с особой системой знаков, с особыми правилами, с особыми рисками и задачами. И я уверена в том, что то, что происходит сегодня в информационной среде Москвы и образования, – это пример того, как формируется новая, в том числе цифровая, дидактика.- Мне кажется, весьма символично, – добавил Молев, – что наша с вами конференция проходит, как уже было сказано, не только в Московской городской Думе, но и именно в эти дни. Если мы взглянем хотя бы на эту образовательную неделю не локально, а широко, на федеральном уровне и уровне субъектов, то совсем недавно состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. И я думаю, что каждый из присутствующих здесь зафиксировал для себя, что были анонсированы 4 пилотных проекта, которые адресованы в том числе и вопросам открытой онлайн-среды образования, которые связаны с современной образовательной инфраструктурой, с развитием среднего профессионального образования. В зале заседаний Московской городской Думы состоялось очередное заседание, в рамках которого мэр города отчитывался о проделанной работе в течение года. И мне как представителю профессионального образовательного сообщества очень приятно, что вопросам образования было уделено значительное количество времени, были подчеркнуты наиболее важные моменты и зафиксированы и достижения, объем работы был описан, равно как были заявлены стратегические планы. Мэр назвал их двумя мегапроектами в образовании, один из которых также адресован созданию такой мощной IT-инфраструктуры, новой среды. Второй проект касается  максимально глубокой интеграции системы образования со всеми городскими условно образовательными и безусловно образовательными ресурсами.- Все время думаю, что из-за сверхоткрытости московской системы образования, – заметил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина, – кажется, добавить что-либо трудно. Но результаты обновляются постоянно.Мы уже второй год в рейтинге учитываем результаты школьников, набравших 160 баллов, потому что уверены, что важны не только какие-то очень высокие результаты, а важны нормальные результаты, тем более что наш рейтинг устроен так, что в нем есть одна замечательная особенность – каждый школьник может своей школе принести баллы, но ни один школьник не может снизить баллы школы. Победители и призеры Всероссийской олимпиады сегодня учатся не в каком-то там десятке школ, а  214 школ Москвы (это третья часть школ Москвы) имеют в своих рядах победителей или призеров олимпиады. И вот самое дорогое для нас: чтобы не было школ, где нет талантливых детей, им надо искать что-то другое, талантливый ребенок нашел себе талантливого учителя. При этом далеко не только академическими результатами школа может завоевать высокое место в обществе и в рейтинге. Очень много неакадемических, я бы так сказал, вещей в жизни системы образования города – это замечательная олимпиада «Музеи, парки, усадьбы Москвы», олимпиада «Не прервется связь поколений», и, за что мы очень благодарны университетам Москвы, конечно, замечательные «Университетские субботы», без которых уже трудно сегодня себе представить жизнь московского школьника, и вот благодаря нашим московским колледжам стали очень популярными «Профессиональные среды».На мой взгляд, я благодарен московским школам, девятиклассники которых показали хорошие результаты. И что важно для нас – исчез тот разрыв между ведущими школами и массовой школой. То есть вы видите, что результаты 300 школ, а в них обучаются 63 процента московских школьников, почти не отстают от результатов первой сотни, хотя результат первой сотни – это на уровне лучших мировых систем по результатам PISA.С 2013 года проводят рейтинг школ Российской Федерации. В этом году 150 школ вошли в этот список 500 школ России.Сегодня город очень открыт школьникам. Москва уникальна огромными социокультурными ресурсами. И конечно, будучи московским школьником, по 6 дней с утра до вечера только сидеть в стенах школы и, по сути дела, не пользоваться, не изучать этот изумительный ресурс, наверное, совершенно неправильно. Мы перешли на пятидневку практически во всех школах Москвы, освободив тем самым субботу для изучения того, чем богат наш город.Есть соответствующие поручения Президента России, которые очень помогли нам быстрее реализовывать задачу, которую мы начинали реализовывать, а именно переход от модели «Ученик знающий» к модели «Ученик знающий и умеющий». Поэтому сегодня мы стараемся объединить все возможности всех городских образовательных учреждений. Возможности предприятий, возможности колледжей, в общем, все возможности, которые есть, для того чтобы у наших выпускников появились новые результаты. Новые результаты – это навыки и умения для жизни, для новой учебы, для профессии, которую он себе выбирает. И поэтому одной из задач мы поставили образование в условиях техносферы будущего. Создание вокруг ученика такой техносферы будущего, которое близко, сегодня в школе просто необходимо, а также развитие профильного образования до уровня предпрофессионального. У нас сегодня в 11 московских вузах есть предуниверсарии, и дело не в том, что там работают преподаватели вузов, там другая программа, которая сочетает в себе и знания, и умения, необходимые для выбора будущей профессии. Год назад мы запустили городской проект «Предпрофессиональные классы»: работают уже медицинские классы, инженерные, кадетские и будут открыты научно-технологические классы. У нас есть опыт сотрудничества с Курчатовским центром, а сейчас мы работаем с Федеральным агентством научных организаций, чтобы у каждого такого класса был соответствующий партнер в лице академического института. Это предпрофессиональные классы, а не классы углубленного изучения предметов, и «учредителем» этих классов является обязательно профильный вуз и профильное предприятие. Медицинские классы все имеют еще одного партнера – это ведущие клиники города Москвы. И это начинает давать уже свои результаты. Понятно, что изменение таких технологий в жизни школы требует и обновления управленческих команд для решения новых задач.- Действительно, мы очень плотно, хорошо работаем с Департаментом образования Москвы, – подчеркнул ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов, – понимая, что все-таки система общего образования, школьное образование – это то, что нас всех ожидает через короткое время в университете. И в этом смысле считаем, что тот проект об интеграции развития различных уровней образования, который объявлен мэром и президентом, конечно,  крайне важен и для школы, и для университета. Понятно, что сотрудничество всегда существовало между школой и университетом, я вспоминаю, лет 30 назад создавалась в качестве пилота в Москве наша физико-математическая школа. Там не были прописаны все необходимые нормативные документы, для того чтобы она функционировала. Но вот должен сказать, что, говоря о профессионализации или предпрофильной подготовке, или предпрофессиональной подготовке, мы можем уже вполне говорить о некоем инструментарии, который накоплен в ведущих технических вузах. МИФИ, мы можем заявить хоть в российских, хоть в международных рейтингах, по физике находится в Топ-100 крупнейших рейтингов, поэтому мы здесь можем какой-то российский опыт тиражировать на глобальную систему образования. Так вот я бы из инструментария, уже опробованного в университете, выделил бы 4 пункта:  инженерные классы, которые уже Исаак Иосифович презентовал, создание предуниверситария, МИФИ был вместе с Высшей школой экономики одним из первых вузов, который решил проэкспериментировать в этом направлении, я дальше покажу, что эксперимент был достаточно успешный, естественно, то, что раньше называлось заочной формой, там любые школы (физико-математические, технические), сейчас это сетевая школа,  олимпиадное движение и все те меры по выявлению талантливых ребят, которые должны начинаться с достаточно раннего возраста.Говоря об инженерных классах, хочу сказать, что здесь очень важно совокупно сложить ресурсы и Департамента образования, и самого университета. У нас такой опыт имеется: мы создаем различные центры технической поддержки, размещая лаборатории как на территории подведомственных нам учреждений общего образования, так и в университете. Предуниверситарий – очень успешный проект. Результаты, которые здесь показаны, они говорят сами за себя: 3 года подряд в Топ-25 лучших школ Москвы входит наш предуниверситарий, вошел в Топ-200 лучших школ в России. Индикативно все, как говорится, хорошо, то есть повышается количество стобалльников, количество тех людей, которые завоевали призовые места во Всероссийской олимпиаде и во всех тех олимпиадах, которые наш университет организовывает. Я считаю, что это опыт, который должен быть успешно тиражирован на всю Россию. Дело в том, что наш университет считается московским по прописке головной площадки, но у нас 20 филиалов по всей России – в 14 субъектах Российской Федерации, и наш университет обеспечивает функционирование крупных госкорпораций, таких как «Росатом», «Росэлектроника», в большей части корпорации «Ростехнология», оборонных предприятий.Огромное, конечно, значение имеет связка школы через вуз с индустриальными партнерами. Думаю, что любой университет может этим похвастаться. У нас достаточно мощная линейка индустриальных партнеров, которые поддерживают университет, которые крайне заинтересованы в ранней профориентации школьников.Те успешные ростки, которые сейчас есть, надо тиражировать и на университеты, и на школы.- Самый большой вызов современности, – сказала заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Любовь Духанина, – который есть в системе образования – это требование ее открытости. И когда мы говорим об открытости, мы говорим об информационной открытости, об открытости для общественного участия, о выходе реального образовательного процесса за стены школы, об использовании ресурсов города, пространства, Интернета и в этом самом случае практически всего мирового пространства. Мы говорим о том, что мы сегодня, говоря о результатах наших детей, ориентируемся не только на образовательные результаты, которые мы запланировали исключительно в рамках федерального образовательного стандарта. Мы говорим о том, что наши результаты должны соответствовать запросам общества, запросам семьи и, естественно, рынка труда. Потому что даже в условиях наличия таких колоссальных ресурсов, которые есть у системы, Исаак Иосифович блистательно показал, как выстроена система открытой школы в пространстве города Москвы. Но ведь важно, чтобы у управленческих кадров, у учителей была компетенция увидеть эту возможность; и вторая компетентность – встроить эту возможность в реально реализуемый образовательный процесс. Именно тогда все, что звучит, становится эффективным для каждого ребенка. Мы фактически только учимся жить в условиях открытости. Сегодня мы говорим о культуре взаимодействия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте