search
main
0

Новые «обормоты». Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь» живет по собственному календарю

Максимилиан Волошин очень любил гостей. Его дом в Коктебеле всегда был полон друзей-«обормотов», как в шутку окрестил их сам поэт. Пешком из Старого Крыма приходил сюда Александр Грин. Запершись в «чердачной комнате», Николай Гумилев сочинил здесь своих бессмертных «Капитанов», а Осип Мандельштам торопливо записал на клочке бумаги: «Бессонница, Гомер, тугие паруса…» Столетие, минувшее с тех пор, мало что изменило в жизни дома-корабля на берегу Черного моря. Тут по-прежнему многолюдно, а каждую осень к подножию Кара-Дага съезжаются наследники «Ордена обормотов» – современные писатели, поэты и художники – участники Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь». На этот раз встреча была посвящена 85-летию создания Дома творчества писателей «Коктебель» и Году российского кино.

Вот уж действительно – многоликий. За свою не самую долгую жизнь Волошин сумел прославиться как поэт и художник, философ и миротворец, а память о его дружеских розыгрышах до сих пор незримо парит над Коктебелем, над серыми скалистыми уступами Кара-Дага, над несмолкающим пенным прибоем. Столь же разнообразен и «Волошинский сентябрь». В его программе – вручение Международной Волошинской премии, награждение победителей Литературного Волошинского конкурса, пленэр художников, философско-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность», музеологический семинар «Время и пространство «GENIUS LOCI» в музеях-заповедниках» и, конечно же,  литературный фестиваль с его ставшими уже традиционными образовательными и творческими проектами. Тут все, как завещал Максимилиан Александрович: «Дверь отперта, переступи порог… войди, мой гость, стряхни житейский прах…» Словом, по-дружески просто и без лишних формальностей. Любой желающий может принять участие в мастер-классах по прозе, поэзии и драматургии, получить совет и  профессиональную оценку своих произведений. Вход на все концерты и чтения, что длятся здесь с полудня и до полуночи, тоже свободный, так что грех не воспользоваться уникальной возможностью увидеть и услышать литераторов со всего света – и именитых, и молодых, но клятвенно обещающих вот-вот прошествовать в сонм классиков. Пока во дворе дома-музея взрослые авторы ублажают слушателей силлаботоникой и верлибрами, детские писатели – москвички Елена Усачева и Наталья Скороденко и Ирина Цхай из Барнаула – на месте не сидят: везут подарки в школу Коктебеля и устраивают большой праздник в библиотеке Феодосии. Художники, в первый же день открыв выставку на террасе музея, отправляются кто на пленэр, кто на занятия живописью с детьми: за несколько лет ученики Коктебельской школы искусств уже успели привыкнуть, что их учебный год  начинают уроки на вышке Дома Поэта  «Пишем маслом рядом с мастером». Каждый обустраивается на волошинской планете, как ему удобно, сверяя свои внутренние часы с тем особым фантастическим календарем, по которому вот уже больше века живут гости страны Коктебель и ее бессмертного хозяина.Южный дождь весел и безжалостен. Налетает без предупреждения, вскипает бурной рекой, мешая небо с землей. Харьковский поэт Ирина Евса – весной этого года в Москве ей вручили «Русскую премию», а осенью в Коктебеле Международную Волошинскую – только руками разводит, мол, ничего удивительного, где я, там всегда приключения. Но слушателям все равно. Скрывшись на старой веранде, они окружают Ирину и требуют настойчиво, жадно даже: читайте, пусть и без микрофона, читайте – мы услышим. И она читает. Горькое и жесткое, точное и пронзительное, доводящее до слез, мешающихся с дождевыми каплями. Ливень все расходится. «Я отпустила всех, кто хотел уйти», – пробивается сквозь плеск струй. Да нет же, все здесь: «Что им до смысла ее речей? – звук подчинил слова.  Она говорит, как журчит ручей, как шелестит листва».Поэту Кшиштофу Шатравски, лауреату Волошинской премии в номинации «За вклад в культуру», с погодой повезло больше. Или это хозяин дома разогнал тучи? Ведь на этот раз помимо собственных произведений пан Кшиштоф привез в Коктебель переводы на польский язык и его, Волошина, стихов. «Учительская газета» представляет на «Волошинском сентябре» свой специальный летний выпуск «Литературная карта России». Об альманахе, в котором сошлись Дальний Восток и Сибирь, Урал и Крым, Карелия и Центральная Россия, рассказывают его авторы. И для них это не просто жест вежливости. Каждый упоминает о том, как хочется ему, чтобы современная литература – не всегда простая, но живая и настоящая – дошла до школы, до учителя, а через него – и до подростка, читателя будущего. Местных педагогов уговаривать не нужно: стопка журналов стремительно тает, наш альманах отправляется на жительство в крымские школы и библиотеки.Для любого поэта стихи – это образ жизни, а для Марии Ватутиной и Юлии Белохвостовой   еще и возможность облагородить мир вокруг себя, сделать его изящнее, ярче, утонченнее. Любая их совместная программа – полновесный спектакль, костюмированный и  музыкальный. На «Волошинский сентябрь» барышни привезли постановку в русском стиле «ОКЕАН-МОРЕ». Над бескрайней, прореженной древними куполами  равниной плывут низкие грудные голоса, где «чувства – половодье, не помышляй о броде». И вот уже зрительный зал – не зал, а гигантская лодка, точнее ковчег: «Подбирай себе второго, что с того, что вместе – гибель?» Древний, корнями уходящий во тьму прошлого женский плач омывает и очищает. Исконное и нутряное, как нить в игольное ушко, входит в настоящее: «Страшно, ангел мой, сойтись с такою? Только ноги сами приведут…» Так вот они где, истинные скрепы, не надуманные, искусственно созданные, но данные нам с рождения. По Ватутиной и Белохвостовой, имя им – любовь: «Засыпаю в поцелуях о тебе, просыпаюсь в поцелуях о тебе». Все остальное лишь морок, рано или поздно тонущий в океане-море…Еще одно театрализованное представление проходит при полном аншлаге в день закрытия литературного фестиваля. Поэт, руководитель фонда «Волошинский сентябрь» и соорганизатор симпозиума Андрей Коровин, актриса и поэт Екатерина Ишимцева и знаменитый музыкант-мультиинструменталист Александр Александров разыгрывают документальную драму «Маяковский против Булгакова». Борьба самолюбий, игра ума, негасимый сердечный пожар, болезненные изломы таланта – письма и воспоминания очевидцев говорят об этом больше, чем любой художественный текст. Пьеса лишь констатирует факты – известные и малоизвестные, беспристрастно, насколько это возможно, чертя путь двух гениев, погибших, чтобы победить смерть.Дом Волошина всегда жил игрой. Шарады и мистификации нужны были «обормотам» как воздух. Потомки от них в этом не отстают. Без «Турнира поэтов» не обходится ни один «Волошинский сентябрь», а заплыв поэтов на приз журнала «Октябрь» случается при любой погоде. Ставки высоки: самому стремительному гарантируется публикация в знаменитом «толстяке».  Главное условие – произведение, предназначенное к печати, должно плыть вместе со своим автором. Дамам проще: их купальные костюмы позволяют надежно закрепить рукопись у плеча или под шляпой. Мужчинам сложнее. Но за годы, что организовывается заплыв, и они наловчились. На этот раз море штормило. Но что значит разгул стихии против творческой бури сердца? И вот уже под Новый год из типографии выйдет свежий номер «Октября» со стихами поэтов-рекордсменов – москвички Маруси Гуляевой и Валерия Поланда из Волгоградской области.На юге темнеет рано. Когда пунцовое яблоко солнца стремительно падает за горизонт и треск цикад уже заглушает шум волн, в музее раскрывает двери «Волошинский кинозал» под открытым небом.   Разморенная дневной жарой публика стекается на набережную и, завидев среди деревьев черно-белое мерцание экрана, спешит занять места в партере. Своим видением мира делятся участники Волошинского конкурса в номинации «Киностихотворение». Режиссер Максим Гуреев показывает документальное полотно, посвященное писателю Саше Соколову, а летописец Серебряного века, лауреат Волошинской премии, обладатель премий «Ника» и «Золотой орел», победитель многочисленных международных кинофестивалей режиссер Андрей Осипов приглашает на премьеру своей новой картины «Забытые полеты». Жизнь коктебельской семьи  Северцевых-Габричевских переплетается с радостной и горестной историей XX столетия, где так сложно отличить дружбу от вражды, где смелость оборачивается трусостью, а преданность – предательством. Фильм представляет одна из главных его героинь – искусствовед Ольга Сергеевна Северцева, воспитывавшаяся в семье историка и философа Александра Габричевского и художницы Натальи Северцевой. Она подтверждает: все, о чем говорится в «Забытых полетах», как ни трудно и горько в это поверить, правда до последнего кадра и слова. …В будущем году «Волошинскому сентябрю» исполнится пятнадцать лет. К тому времени подоспеют новые сборники и журналы, поэтические программы, больше будет документального кино. Жизнь, полная смысла и  фантазии, какой ценили ее Волошин и его «обормоты», продолжается.Коктебель – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте