Очередное заседание семинара в Минобрнауки РФ по обсуждению нового стандарта общего образования получилось на редкость горячим. В этот раз копья ломались вокруг новой модели информационной школы и того, надо ли законодательно отражать использование новых современных технологий, в частности электронных образовательных ресурсов, в Положении о ФГОС.
Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, исполнявшая роль ведущей семинара (заместитель министра Исаак Калина был в это время в Правительстве РФ и появился лишь к финалу заседания), попросила Александра Осина, директора Республиканского мультимедийного центра, рассказать о том, как меняется учебный процесс в связи с переходом на электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Благодаря выступлению Александра Васильевича у собравшихся на семинаре была возможность… побродить по залам Третьяковской галереи и узнать, как происходит процесс дыхания в легких.
– ЭОР открывают совершенно новые возможности перед учителями, в новой информационной школе это, по сути, основной инструмент на уроке, – убежден Александр Осин. – ЭОР в корне меняют роль учителя. Педагог становится не просто источником знаний, а координатором творческих способностей учеников. Электронный образовательный контент, кроме того, освобождает время для самого ценного на уроке – для общения учителя с учениками. Это происходит за счет того, что дети самостоятельно с помощью ЭОР изучают многие понятия. Урок же становится площадкой для дискуссий и творческих обсуждений.
– Технологии не подлежат стандартизации, – считает директор Института содержания образования ИРО Владимир Шадриков.
– Мы совсем забыли о борьбе с перегрузкой, – напомнил собравшимся директор ИСМО РАО Михаил Рыжаков, – выходит, что в связи с использованием ЭОР увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, а ведь в день ребенку приходится готовиться, как минимум, по пяти предметам. Значит, нагрузка учащихся вырастет вдвое. Кроме того, информационные технологии меняются очень быстро, поэтому я не уверен, что их использование надо отражать в новом стандарте общего образования.
– Во всех технологиях кроется опасность тоталитаризма, – считает председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы Евгений Бунимович.
– Стандарт должен задавать необходимость использования новых инструментов в образовании, в частности ЭОР, – высказал другую точку зрения ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
– Молодое поколение с нами или без нас воспользуется новыми возможностями, которые предоставляет информационная среда, – подвел итог заседанию Исаак Калина. – Мы не должны отставать от молодых: от учеников, наших детей и внуков. Сегодня у нас есть все возможности, чтобы новые методики и новые технологии привели российское образование к новым результатам.
Комментарии