search
main
0

Новые идеи и мощный заряд на творчество

В старинном городе Скопин Рязанской области прошел семинар. Его организовали Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ, Рязанский областной институт развития образования, учебно-методический кабинет общественных дисциплин Рязанского областного института развития образования при поддержке «Учительской газеты», Международного партнерства CIVITAS, Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».

Среди участников были также методисты городского информационно-методического кабинета, директора и заместители директоров школ, социальные педагоги, обществоведы, учителя, преподающие другие предметы (русский язык, литература, география и др.), классные руководители.

Слушателям были предложены следующие темы для совместного обсуждения: «Основные понятия гражданского образования», «Гражданская ответственность и патриотизм», «Что такое демократия?», «Ролевая игра «Темпераменты», «Ценности демократического общества (на основе сравнения текстов нескольких гимнов)», «Толерантность как основа демократического общества», «Активные и интерактивные методики в гражданском образовании» и другие. Все занятия проходили в тренинговом режиме, что позволило участникам семинара не только просмотреть различные формы организации взаимодействия учащихся, но и обсудить методические аспекты управления образовательным процессом в интерактивном и активном режимах.

По анкетам ежедневного оценивания можно было судить о том, как происходит процесс практического овладения интерактивными и активными методиками, рождаются идеи о том, как полученные знания педагоги будут применять в своей деятельности. В итоге было очерчено довольно широкое поле возможностей практического использования полученного материала: на уроках (причем по разным школьным предметам); на классных часах; во внеклассной работе с учащимися (методика общественных слушаний, ролевые игры, организованная дискуссия и т.д.); на родительских собраниях; на педагогических советах; в работе методических объединений и творческих групп педагогов.

Появились интересные идеи: провести «круглый стол» проблемной группы города Скопина по правовому образованию с демонстрацией фрагментов просмотренных занятий – подготовить открытый урок для методического объединения учителей города, выступить на школьном методическом объединении классных руководителей по поводу использования в работе интерактивных методик.

Безусловно, каждый участник семинара унес с собой свои неповторимые впечатления о семинаре: для кого-то самым главным было «общение с коллегами по самым актуальным вопросам гражданского образования», для других – уникальная «возможность быстро и в г. Скопине получить новые знания, которые помогут в практике», для третьих – то, что в ходе семинара «наконец-то пришло понимание, где можно использовать интерактивную методику», для четвертых – «техническая оснащенность семинара, разнообразие видов работ». Однако невозможно не согласиться с одним из участников семинара, который очень точно выразил мысль: уезжая из этого гостеприимного городка, мы рассуждали о том, что всякий раз мы сталкиваемся с новыми идеями, находим какие-то необычные ходы проведения занятий, поскольку всякий раз это совершенно неповторимые люди, творческие, интересные, они не позволяют останавливаться на достигнутом ни себе, ни окружающим. И это залог будущего у гражданского образования в России.

Логическим завершением семинара стали разработки уроков, подготовленные малыми группами слушателей в последний день занятий, с использованием активных и интерактивных методик.

Тема «Интеллигенция. Ее сущность и роль в истории». 10-11-й классы

Авторы: Г.Иванова, Е.Берцева, Л.Антонова, М.Астаркина, А.Мальчиков.

Цели: в ходе занятия учащиеся смогут уточнить понятие «интеллигенция»; определить сущность интеллигенции как особого социального слоя; выявить, какую роль играла интеллигенция в отечественной истории и какова ее роль сегодня; принять интеллигентность как позитивное качество личности.

Ход урока

Вступительное слово учителя, в котором отмечается, что данный урок – приглашение к диалогу об интеллигенции, ее судьбе и роли в нашей истории.

«Мозговой штурм».

Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд к понятию «интеллигенция». Ассоциации могут быть предложены в разных вариантах: слова и устойчивые выражения, цитаты из кинофильмов, книг, небольшие рисунки, персоналии, которые ассоциируются с данным понятием, музыкальные или песенные фрагменты. Свои ассоциации группы фиксируют на ватманских листах и в момент представления вывешивают результаты работы на доске. Задача всех последующих выступающих – не повторять уже названных ассоциаций.

Время на данный этап урока – от 7 до 10 мин.

Групповое творческое задание. Пользуясь полученным ассоциативным рядом и имеющимися собственными представлениями, составить статью для толкового словаря (как вариант – для энциклопедического, исторического, обществоведческого и т.д.).

Время на выполнение задания – 6-7 мин. Представление групп – по 2 мин. Во время представления все остальные малые группы становятся экспертами, задача – в каждом предложенном определении отметить своеобразие и достоинства.

Например, кто-то отметит обязательность высшего образования у представителей интеллигенции, для кого-то ключевым будет положение о соблюдении нравственных законов, для третьих – стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и т.д.

Время на данный этап урока – до 15 мин.

Работа в парах с информацией. Каждая пара получает набор толкований понятия «интеллигенция», взятых из разных источников (например, Советский энциклопедический словарь, Толковый словарь С.Ожегова, Толковый словарь В. Даля, Ленин В.И. ПСС, т. 7, с. 31 и др.).

Задание: прочитать, осмыслить новую информацию; сравнить с определением, данным группой; найти спорные моменты; высказаться о них публично.

Итогом может стать вывод о том, что интеллигенция – прежде всего носитель и хранитель духовных ценностей общества.

Время на данный этап урока – до 7 мин.

Ролевая игра «Интеллигентность».

Группам предлагается задание: вспомнить случаи из жизни, в которых проявилось такое качество, как интеллигентность. На это отводится до 5 мин. По истечении срока учитель предлагает выбрать в группе самый яркий пример проявления интеллигентности в жизни и театрализованно представить его.

Задание для других групп – какие другие варианты взаимоотношений могли бы сложиться в данной ситуации, если бы один из участников взаимодействия не был бы интеллигентен.

В качестве эпиграфа можно использовать слова Д. Лихачева: «Человек может прикинуться добрым, умным, заботливым, но нельзя прикинуться интеллигентным…»

Предполагаемый итог игры: учащиеся приходят к выводу, что в большинстве конфликтных ситуаций человек интеллигентный ведет себя достойнее и способствует спокойному разрешению конфликта. Таким образом, возникает личностное отношение к теме урока.

«Каждый учит каждого».

Группы получают разные фрагменты статьи А. Севастьянова «Двести лет из истории русской интеллигенции». Задача – прочитать и обсудить свой фрагмент статьи, быть готовым к обмену информацией с представителями других групп.

Предполагаемый итог: восприятие целой статьи, формирование собственного отношения к изложенному в ней содержанию.

Подведение итогов урока. Написание синквейна по теме урока (3-8 мин.).

Тема «Полномочия Президента Российской Федерации». 9-й класс

Авторы: Т.Аникина, Н.Исаева, Л.Холина, В.Старикова, А.Трубицына.

Эпиграф: «Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы». Ш.Монтескье.

Цели: к концу урока учащиеся смогут характеризовать полномочия Президента РФ; работать с документом (Конституция РФ), отвечать на вопросы, заданные к документу; анализировать результаты мини-опроса и сообщений СМИ; агитировать за того или иного кандидата на выборах, делать выбор; почувствовать собственную ответственность за будущее страны.

Понятия: президентская власть, референдум, Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, военное положение, отлагательное вето, законодательная инициатива, импичмент.

С какими цветами ассоциируется у вас власть президента и почему?

Время на данный этап урока – до 5 мин.

Итоги мини-опроса (проверка домашнего задания).

Учащиеся представляют результаты проведенного ими опроса по 4 основным группам: учителя, студенты, предприниматели, пенсионеры.

В ходе опроса выяснялась позиция различных групп населения по поводу политики, проводимой ныне действующим президентом (ее плюсы и минусы).

Повторение изученного на прошлом уроке (по парам): расскажите друг другу, что вы знаете о президентской власти.

Время на данный этап урока – до 3-5 мин.

«Учимся сообща». Работа в малых группах с текстом Конституции РФ.

1-я группа – ст.ст. 81, 82. Вопросы: а) Кто может быть избран Президентом РФ? б) На какой срок избирается Президент РФ? в) Какие ограничения предусмотрены в Конституции относительно срока пребывания президента в должности? г) Опишите процедуру вступления в должность Президента РФ.

2-я группа – ст. 83. Вопросы: а) Какими полномочиями наделен президент при формировании правительства? б) Каким образом президент участвует в формировании Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ? в) Какую роль президент играет в выработке военной доктрины РФ, в работе Совета безопасности, в назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ?

3-я группа – ст.ст. 84,85. Вопросы: а) Какими полномочиями наделен президент при формировании Государственной Думы? б) Какую роль играет президент в законотворческом процессе? в) Может ли президент приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации? В каких случаях?

4-я группа – ст.ст. 86, 87, 88, 89. Вопросы: а) Какими полномочиями обладает президент при проведении внешней политики РФ? б) Какова процедура введения военного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях? в) В каких случаях может быть введено военное положение? г) Каков порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и ее отдельных местностей?

5-я группа ст. 93. Вопросы: а) С какого момента исчисляется срок пребывания Президента РФ в его должности? б) В каком случае полномочия президента могут быть досрочно прекращены? в) Кто выполняет обязанности президента в этой ситуации? В течение какого времени? г) Какова процедура отрешения Президента РФ от должности?

По итогам выступления групп составляется опорный конспект «Полномочия Президента РФ» (конспект имеет произвольную форму, важно, чтобы в ходе его составления учащиеся отразили основные моменты статей Конституции, которые были предложены для обсуждения в группах). Итоговые конспекты вывешиваются на доске, сопоставляются, уточняются.

Время на данный этап урока – до 10 мин.

Имитационная игра «Выборы президента». Для ее проведения каждая группа выдвигает своего представителя, которого готовит к проведению кампании по сбору голосов в свою поддержку. Затем каждый представитель «идет в народ», собирает голоса избирателей. Побеждает тот, кто набрал более всего голосов.

Рефлексия игры (вопросы для «будущих президентов» и их избирателей): с какими трудностями вы столкнулись? Что показалось наиболее трудным?

Время на проведение – до 10 мин.

«Рисуем свою предвыборную платформу». Представьте себе, что вам предстоит избираться на пост президента и необходимо подготовить предвыборный плакат, в котором необходимо отразить свое видение президентской власти (в соответствии с Конституцией и реалиями сегодняшнего дня). Подготовить защиту плаката.

Время на проведение данного этапа – до 10 мин.

Опережающее домашнее задание, предваряющее изучение темы: «Федеральное Собрание»: написать сочинение-размышление «Я – депутат Государственной Думы».

Тема «Если вы попали в милицию». 7-й класс

Авторы: Н.Муртазина, И.Бобылева, А.Чуркина, Е.Харитонова, Л.Баталова.

Цели: к концу урока учащиеся смогут познакомиться с юридически грамотной моделью поведения в ситуации, если несовершеннолетний попал в милицию; узнать о своих правах в данной ситуации; научиться взаимодействовать в группе, совместно выполнять задания, распределять роли внутри группы; осознать важность правомерного поведения.

Сценка «Допрос свидетеля». Разыгрывается ситуация, когда подросток оказался свидетелем правонарушения. Допрос проводится без соблюдения правил (отсутствие законного представителя, запрет на звонок домой и т.д.).

Вопросы: Возможна ли подобная ситуация? (Вы сами попадали в подобную ситуацию?

Как вы думаете, все ли в этой сценке происходило так, как должно быть?

Что бы вы изменили (пока не зная закона, на интуитивном уровне), почему?

Хотели бы вы знать, как правильно себя вести в этой и других подобных ситуациях, когда вы вступаете во взаимодействие с органами охраны правопорядка?

Работа в малых группах над проблемными заданиями:

Какие документы важно иметь при себе при задержании милицией? В каких случаях человека могут задержать?

При каких условиях возможен личный досмотр?

Как должен происходить допрос несовершеннолетнего в связи с административным проступком?

Что фиксирует протокол задержания?

Как должен происходить допрос несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления?

О чем надо помнить, подписывая протокол объяснения или протокол допроса?

Класс разбивается на 6 малых групп (до 5 чел. в каждой). Для работы над проблемой учащиеся получают соответствующий материал: тексты законов, образцы протоколов, словарные статьи (юридический словарь), памятки для правозащитных организаций и т.д.

Задача групп – подготовить максимально полный ответ по предложенной проблеме.

В ходе выступления групп все остальные собирают материал для памятки «Права задержанного несовершеннолетнего».

Составление и презентация памятки «Права задержанного несовершеннолетнего».

Работа ведется в тех же малых группах. По завершении обсуждения учитель предлагает учащимся объединиться в более крупные группы (по две) и из двух памяток составить одну общую, подготовить ее презентацию.

Презентация 3 памяток.

Решение ситуативных задач (на применение изученного материала).

Обсуждение проблемы: какая информация из того, что было изучено на уроке, может пригодиться в любой конфликтной ситуации.

Время на работу – до 8 мин.

Домашнее задание: написать советы другу, не изучающему право, «Если ты попал в милицию…».

Тема «Воинская служба – моральный долг или обязанность?». 9-й класс

Авторы: И.Сычев, М.Бокарева, Л.Омельченко, Е.Григорьева, Г.Уткина.

Цели: учащиеся к концу урока смогут получить представление о порядке формирования Вооруженных Сил РФ; узнать, что включает в себя понятие «воинская обязанность»; познакомиться с основными положениями законодательства об альтернативной гражданской службе; почувствовать важность и ответственность выполнения гражданского долга по защите Отечества.

Основные понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба, воинский учет.

Мотивация. Настрой учащихся на проблему можно создать прочтением фрагмента стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

Вопросы к классу (эвристическая беседа):

О каком сражении идет речь в этом стихотворении?

Кого из героев, защитников Отечества, вы знаете? Что они защищали в боях и сражениях?

Что такое защита Отечества сегодня? От кого надо защищать современную Россию?

Может ли государство обойтись без армии?

Учащиеся приходят к выводу, что наличие армии сегодня – необходимый атрибут государства.

Работа в малых группах.

Учащиеся знакомятся с текстами документов: «Конституция РФ» (ст. 59), законы РФ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе». Задания к документам:

Какими основными способами формируются Вооруженные Силы РФ?

Призыв на военную службу в России сочетает в себе два на первый взгляд взаимоисключающих принципа: добровольность и обязательность. Как вы думаете, почему?

Каковы условия поступления на альтернативную гражданскую службу?

Назовите плюсы и минусы военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

После выполнения заданий группы представляют итоги совместного обсуждения и готовят материалы для участия в организованной дискуссии, посвященной проблеме «Военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба».

Организованная дискуссия по проблеме «Военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба».

Всем учащимся предлагается образовать 3 группы: «сторонники службы в армии», «сторонники альтернативной гражданской службы» и «солдатские матери». Каждая получает до 5 мин. на уточнение своей позиции и подбор аргументов в ее защиту. Затем каждая делегирует по два представителя в экспертный совет дискуссии. Задача его в том, чтобы задавать уточняющие вопросы группам и по итогам дискуссии определить группу, представившую самые убедительные и веские аргументы в защиту своей позиции.

Ход дискуссии: поочередное выступление групп, вопросы группам, уточнение позиций, подведение итогов членами экспертного совета.

В ходе дискуссии учащиеся заносят озвученные аргументы в таблицу с тремя графами («сторонники службы в армии», «сторонники альтернативной гражданской службы» и «солдатские матери»).

Время на проведение дискуссии – до 15 мин.

Написание синквейнов со словосочетанием «военная служба».

Время на данный этап урока – 10 мин.

Домашнее задание: написание сочинения-эссе по теме урока.

Тема «Брак. Права и обязанности супругов».

Авторы: В.Архипкина, С.Федотова, С.Галицына, В.Хамчишкина, М.Устинова.

Цели: к концу урока учащиеся смогут уточнить понятие «семья», определить ее назначение в жизни человека и общества; получить представление о законах, которые регулируют вопросы семьи и брака; получить представление о порядке и условиях вступления в брак; узнать о личных и имущественных правах и обязанностях супругов; понять, сколь велика ответственность каждого члена семьи за характер взаимоотношений в семье.

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права супругов, обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с несколькими цитатами, обращенными к теме семьи, взаимоотношений супругов и т.д. Сообщает, что в конце урока нужно будет вернуться к выбранным афоризмам и выбрать из них тот, который более всего соответствует духу обсуждения на уроке.

Могут быть предложены, например, такие цитаты:

«Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена…»

А.Герцен

«Плох тот муж, что не работает на день завтрашний, а жена плоха та, что не работает на день сегодняшний».

Гесиод

«Уважай право на свою личную жизнь».

Лешек Кумор

Время на мотивацию – до 3 мин.

«Мозговой штурм». Как вы понимаете, что такое семья?

«Мозговой штурм» завершается сопоставлением полученных определений со словарным.

Время на проведение – до 5 мин.

Работа в парах, заполнение таблицы с двумя графами: «что семья дает человеку» и «что семья дает государству».

В ходе подведения итогов работы учитель обращает внимание учащихся на то, что семья – явление более древнее, чем государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но эти изменения куда меньшие, чем те, которые претерпело государство. Однако семья по-прежнему важна как для отдельного человека, так и для государства.

Учащиеся приходят к выводу, что семья не случайно находится под защитой государства.

Задание: нарисуйте семью и ответьте на вопрос: что объединяет членов семьи?

Учащиеся презентуют свои рисунки и определяют общие моменты для всех членов семьи, в результате уточнений и дополнений может сложиться определенный список, например: родство; общее хозяйство; дети; брак; права и обязанности; наследство (как материальное, так и духовное); традиции и т.д.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника в парах (курс «Основы правовых знаний»).

Задание учащимся: найдите ответы на следующие вопросы:

Как в России называется документ, защищающий семью?

Что такое брак?

Каковы условия, обязательные для вступления в брак?

Каковы обстоятельства, препятствующие вступлению в брак?

В итоге обсуждения выполненного задания учащиеся составляют схему «Условия заключения брака», в схеме могут быть выделены следующие моменты: отсутствие других браков; достижение определенного возраста; добровольное согласие на вступление в брак; отсутствие близких родственных связей; дееспособность.

Работа учащихся с текстом Семейного кодекса РФ.

Задания для работы в пяти малых группах:

Каковы личные права и обязанности супругов?

Что такое брачный договор?

Каков порядок расторжения брака?

Каков порядок раздела совместно нажитого имущества?

Почему семьи, имеющие несовершеннолетних детей, могут расторгнуть брак только в суде?

Время на работу в малых группах и презентацию результатов работы – до 5 мин.

Решение ситуативных задач в парах – до 5 мин.

Рефлексия: какую из предложенных в начале урока цитат вы могли бы предложить в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? Почему?

Домашнее задание: составить кроссворд «наоборот» по теме урока (в этом кроссворде предлагаются уже заполненные клеточки ответов, но отсутствуют сами определения загаданных слов).

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук

Как вы понимаете, что такое семья?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте