search
main
0

Новые грани языка,. или Кто такой камелопардус?

Олимпиады гуманитарного профиля стоят особняком среди других интеллектуальных соревнований. О том, чем же отличается олимпиада по русскому языку от остальных, каковы секреты подготовки и почему эта дисциплина до сих пор не вышла на международный олимпиадный уровень, «Учительской газете» рассказал председатель Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку Всероссийской олимпиады школьников Андрей ГРИГОРЬЕВ.

– Андрей Владимирович, Всероссийская олимпиада по русскому языку достаточно молодая, если сравнивать ее с состязаниями естественно-научного профиля. Изменилась ли она за этот короткий срок?- Несмотря на то что олимпиаде по русскому языку всего 16 лет, уже можно увидеть, как под влиянием времени изменились ее задачи. Если сначала ее целью были проверка школьной программы и поощрение талантливых детей, то теперь для решения первой задачи у государства есть ЕГЭ, а у олимпиады осталась ее поощрительная функция. С помощью этого инструмента мы выявляем одаренных детей, которые могут не только воспроизводить заложенные в них знания, но и творчески подходить к делу, тех, кто, поступив в вуз, не только продолжал бы изучение языка, но и был бы способен к самостоятельной исследовательской работе. Кроме того, олимпиада была и остается инструментом воспитания, дает возможность привить детям любовь к их родному языку. – А каким образом с помощью олимпиады можно научить детей любить свой язык?- Мы всегда хотим увлечь ребят, заинтересовать, чтобы для них олимпиада не стала только борьбой за какие-то регалии. И чтобы достичь этой цели, задания олимпиады формулируются особым образом. Много внимания уделяется истории языка, привлекается для сопоставления материал русских диалектов и других славянских языков – все эти задания не только проверяют способности детей, но и открывают им новые грани языка. Так, на одной из недавних олимпиад мы предложили ребятам вопрос о способах словообразования, но подготовили его с использованием материала древнерусского языка. Это настолько заинтересовало детей, что одно из встретившихся в тексте слов – «камелопардус», что всего-навсего обозначало диковинного для жителей Древней Руси жирафа, – стало нарицательным для одного из неформальных интернет-сообществ участников олимпиады.- Постепенно изменились цели и задачи олимпиады, а сам вид заданий как-то изменился?- Буквально недавно я просматривал тексты первых олимпиадных заданий и еще раз обратил внимание, что там от участников требовалось то, что сейчас может встретиться и в ЕГЭ: расставить правильно ударение, исправить ошибки словоупотребления. Были также вопросы лингвистическо-краеведческого характера: необходимо было рассказать что-то о названии своего населенного пункта, о происхождении топонимов. На каком-то этапе среди заданий появилось мини-сочинение, потому что в школах больше концентрировали внимание на изложениях, пренебрегая творческим компонентом. Теперь все ребята прекрасно пишут, и уже можно задумываться над чем-то новым, что потребует большей работы от участников.- Какие требования предъявляет современная олимпиада к участникам?- Прежде всего они должны понимать общие процессы развития и функционирования языка, поскольку любой язык живет едва ли не по математическим законам. Это не просто отвлеченные разрозненные сведения, это целая система. И задания олимпиады во многом и проверяют эту способность ребенка, когда, даже не зная точного ответа, он может вывести его из общих законов языка.- Каким образом учитель должен подготовить олимпиадника, чтобы он соответствовал этим требованиям?- Готовить ребят к олимпиадам – сложнейшее дело! В крупных городах при вузах есть специализированные курсы подготовки. Но на самом деле к олимпиаде по русскому языку натаскать нельзя. Конечно, при подготовке нужно опираться на задания прошлых лет, систематически разбирать их, решать. Для этой цели издательство «Просвещение» выпускает методические сборники с подробным анализом заданий прошлых олимпиад. Безусловно, участники должны хорошо знать школьную программу, но надо научить их не только воспроизводить полученные на уроках знания, но и использовать их как инструмент анализа. Можно проводить эту работу на факультативах, но здесь, конечно же, надо готовить специальные методические материалы, подбирать такие примеры, которые бы раскрывали перед школьниками в доступной форме важнейшие свойства языка. А у учителя на подготовку дополнительных заданий может просто не хватить времени, учитывая те условия, в которых живет современный педагог. – А можно ли школьнику каким-то образом готовиться к олимпиаде самостоятельно? – Естественно, и в первую очередь помочь может систематическое чтение. Дети вообще должны больше читать, но это уже задача не только учителя, но еще и родителей. Почитать ребенку полчаса перед сном, я думаю, может каждый, а после кратко обсудить прочитанное. Заниматься языком можно еще в младшей и средней школе, читая интересную научно-популярную литературу по языкознанию, можно смотреть словари, в особенности этимологические. Кроме того, нужно серьезно относиться к своему читательскому дневнику.- Какую роль играет Всероссийская олимпиада по русскому языку в современной системе образования?- Олимпиада – это своеобразное сито, через которое несколько раз просеиваются наиболее успевающие по русскому языку ребята. Естественно, до финального этапа доходят совершенно особые дети, которым затем заслуженно разрешается поступить без экзаменов на филологический факультет любого вуза страны. И вузовские преподаватели отмечают, что те, кто приходит к ним после олимпиад, обладают гораздо более обширными знаниями и более умело ими оперируют, чем те, кто поступает по общим правилам. Таким образом, для детей олимпиада – инструмент, который снимает определенные трудности, если успешно пройдены все этапы, а вузам помогает более точно распределить выпускников по профилю знаний.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте