search
main
0

Новые горизонты школьной дипломатии

Язык Сервантеса объединяет друзей

Одним из ярких событий конца минувшего года стало открытие в Москве памятника Фиделю Кастро. В торжественной церемонии приняли участие Владимир Путин и президент Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес, что знаменует наступление нового этапа не только во взаимоотношениях двух наших государств, но и в сотрудничестве России со странами Латинской Америки в целом, в новом историческом и образовательном контексте многополярного мира, где школьная дипломатия призвана сыграть весьма немаловажную роль.

Памятник легендарному команданте Острова Свободы установлен в районе Сокол, на площади, не случайно названной в его честь: рядом улица Сальвадора Альенде, который был другом Фиделя Кастро. Школа №1252, носящая имя Сервантеса, также находится на Соколе и в одном знаковом испаноязычном ряду. Глубоко символично, что ровно месяц спустя после открытия монумента нашу школу посетил чрезвычайный и полномочный посол Республики Куба Хулио Антонио Гармендиа Пенья.

Встреча почетного гостя началась по традиции с экскурсии, в ходе которой господин посол ознакомился с историей школы №1252 имени Сервантеса, посетил культурный центр «Сервантинос», кабинеты испанского бакалавриата и музей «Палома». На праздничном концерте, посвященном предстоящему празднованию Рождества, лучшие творческие коллективы порадовали гостей прекрасными выступлениями. Господин посол сердечно поздравил юных артистов и их учителей, отметив блестящий уровень владения испанским языком, который продемонстрировали учащиеся.

– Каждая из стран Латинской Америки имеет свой акцент в испанском языке, но главное, что мы все друг друга прекрасно понимаем! – сказал в заключение своего выступления Хулио Антонио Гармендиа Пенья.

А вот впечатления ученицы 11‑го класса Виктории Юрчик, сопровождавшей кубинского гостя во время экскурсии по школе:

– Мероприятия такого уровня немыслимы без хорошего переводчика. Уже три года я посещаю мастерскую синхронного перевода, возглавляемую Мариной Григорьевной Полисар. Многочисленные занятия, импровизации, спонтанные переводы дали свои плоды. На концерте в честь посла Кубы присутствовала заместитель директора Дома Латинской Америки Елена Геннадиевна Суверток, также высоко оценившая мой испанский.

Она и предложила Вике пройти стажировку в этой организации. Вскоре старшеклассница была приглашена на круглый стол по вопросу организации Фестиваля латиноамериканской и карибской культуры, который состоится в Москве в этом году.

– Я переводила всю беседу с русского на испанский и с испанского на русский, – рассказывает Вика. – Познакомилась с представителями Аргентины, Перу, Коста-Рики, Бразилии, Доминиканы. Это мероприятие стало для меня бесценным опытом и убедило в том, что возможности, предоставляемые ученикам нашей школы, уникальны. Испанский язык востребован как никогда ранее, отношения между Россией и странами Латинской Америки быстро развиваются, а мы, изучающие язык Сервантеса, не можем оставаться в стороне!

Каковы же истоки и перспективы школьной дипломатии с испаноязычным уклоном – столь актуальной в контексте деятельности общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»?

Начало было положено ровно полвека назад, и наступивший год не только знаковый, но и юбилейный! Именно в 1973 году в обычную тогда общеобразовательную московскую школу пришла работать учителем Марина Полисар, завуч школы по иностранным языкам, заслуженный учитель РФ. Именно она стала идейной предтечей «Движения первых» по части испанского языка как действенного инструмента коммуникации с дружественными латиноамериканскими странами и эффективной школьной дипломатии. В школе были созданы музей «Палома», собравший потрясающую коллекцию книг и сувениров из Латинской Америки, клуб интернациональной дружбы имени Че Гевары, преобразованный затем в культурный центр «Сервантинос».

Многолетнее сотрудничество с латиноамериканскими странами привело к тому, что школа имени Сервантеса стала любима и посещаема послами и другими представителями Кубы, Мексики, Коста-Рики, Венесуэлы, Аргентины. Но еще важнее постоянное общение учителей и школьников наших стран в формате стажировок, фестивалей и конференций, обмена делегациями. Ведь в прямом и разностороннем диалоге и заключается суть школьной дипломатии, неизбежно возносящей участников такого многогранного взаимодействия к высоким вершинам.

В 2013 году в Аргентине учащиеся 9‑х классов школы имени Сервантеса впервые за все время существования Модели ЮНЕСКО (международная конференция в области образования, культуры и науки) представили на ней Россию. Ребята сделали это так достойно, что с тех пор школа постоянно получает приглашения участвовать в этом авторитетном форуме. В том числе и в 2023 году.

Более 10 лет мы очень активно сотрудничаем с посольством Мексики. Творческие коллективы школы выступают на праздниках, ребята записывают поздравительные ролики для размещения на посольском сайте и в соцсетях. В 2018 году стартовала программа сотрудничества со школой Colegio Madrid в Мехико, а вскоре наши ученики побывали в Мексике, где жили в семьях, посещали экскурсии и ходили в школу.

Тесные связи сложились и со школой Colegio Santisima Virgen De La Puerta в Перу. Несколько лет назад к нам в школу приезжал оттуда учитель истории, и мы проводили с его учениками видео­конференции.

Большой насыщенностью отличается и давно сложившийся школьный календарь событий. В декабре проходят традиционные Сервантесовские чтения – защита научно-исследовательских проектов на иностранных языках. Январь – февраль – время проведения поэтического салона, посвященного творчеству никарагуанского поэта Рубена Дарио, а также Дней испанского языка и культуры испаноязычных стран.

В начале апреля школа празднует свой день рождения, и по такому случаю в новом здании в Малом Песчаном переулке планируется открытие галереи флагов испаноязычных стран. Класс креативных индустрий работает над дизайном оформления целого этажа, посвященного латино­американской культуре.

В последней декаде апреля вот уже в 20‑й раз пройдет Международный фестиваль испаноязычных стран при участии посольств, вузов и общественных организаций. В нем всегда с удовольствием участвуют московские школы, где изучают испанский язык.

Ну а завершить обзор возможностей и перспектив школьной дипломатии с испаноязычным колоритом, наверное, лучше всего на примере самой популярной игры в мире. Недавняя победа на мундиале сборной Аргентины стала и символом, и мощным стимулом к дальнейшему развитию спортивного сотрудничества России и стран Латинской Америки.

Школа №1252 имени Сервантеса и здесь в числе лидеров: юные спортсмены футбольного клуба «Сервантинос» и артисты студии современного танца «Конфетти» успешно выступили в предшествовавшем чемпионату мира ноябрьском Международном инклюзивном турнире по футбольному дуатлону Россия – Латинская Америка для детей, подростков и молодежи.

Ирина АНУРОВА, директор школы №1252 имени Сервантеса;
Олег МОСЕЕВ, педагог-организатор школы №1252 имени Сервантеса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте