Москва – город больших возможностей. И возможностей для развития, для получения образования в том числе. Москва – город богатейшей культуры, и дело школы – создать условия для знакомства ребенка с этим богатством, научить школьника пользоваться интеллектуальным потенциалом города.
В столице более 400 частных и государственных музеев и их филиалов. С 2014 года многие музеи участвуют в проекте Департамента культуры города Москвы и Департамента образования города Москвы «Урок в музее». Это значит, что учитель, выступая в роли организатора, экскурсовода и соавтора творческой деятельности, может выбрать музейную площадку для проведения оригинального современного урока по своему предмету или интеграции с другими дисциплинами.Школа №1726 включилась в проект в этом учебном году, и уже видны первые результаты работы. Большой интерес вызывают в первую очередь уроки в естественно-научных музеях. В их экспозициях можно найти материал как для уроков первоклассников, так и для занятий со старшеклассниками. Очень важно, на мой взгляд, что в один и тот же музей можно целенаправленно вести детей и в первом классе по программе предмета «Окружающий мир», и в пятом по программе биологии, и в седьмом на урок зоологии. Возникает система выездных урочных занятий, вырабатывается привычка к поиску и использованию дополнительного материала. Урок в музее позволяет использовать экспонируемый материал для работы по тем предметам, где музейная экскурсия не принесла бы пользы. Это уроки иностранного языка. Музеи Кусково, Лефортово и Музей космонавтики, ассоциирующиеся с историей и изобразительным искусством, физикой и астрономией, оказались прекрасной базой для уроков английского языка.Интегрированные занятия давно вошли в практику образовательной деятельности. Урок в музее естественным образом позволяет связать литературу и историю, мировую художественную культуру и изобразительное искусство, химию и технологию. Это безусловный плюс работы на площадке с богатейшим, содержательным наглядным материалом.Урок в музее подразумевает системно-деятельностный подход, дети не только слушают учителя, но и сами находятся в поиске ответов на вопросы. Работа в группах учит распределять обязанности, контролировать время, отведенное на выполнение того или иного занятия. Мне очень нравится принцип, без выполнения которого трудно представить такой урок: «У нас нет наблюдателей, все участники». В школьном классе можно спрятаться за спинами более активных товарищей, отдохнуть, пока другие тянут руку. Специфика музейного урока такова, что участие каждого вносит вклад в решение общей задачи. Практико-ориентированные задания (найти, описать, отыскать в витрине, выписать из материалов стенда, сравнить изображения и так далее) дают ощущение конкретной полезной работы, заполнение рабочих листов помогает увидеть выполненные этапы. Дети любят ходить в музеи. Дети любят слушать интересные экскурсии. А еще дети любят рассматривать, изучать, задавать вопросы и получать на них квалифицированные ответы. Кто, как не учитель, знает потребности и интересы своих питомцев? Проект «Урок в музее» позволяет увидеть детям учителя в новой роли и в новом месте, а педагогу – обнаруживать в своих питомцах поисковый интерес и творческие резервы. Хочется пожелать проекту успеха и расширения списка площадок, приглашающих на урок московских школьников.Вера ЧАЙКО,учитель русского языка и литературы школы №1726
Комментарии