search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

«Новые» ценности подросткового возраста

В прошлом выпуске мы говорили о том, что одной из важных задач подросткового возраста является выстраивание подростком собственной непротиворечивой системы ценностей, позволяющей «обнаружить себя в мире взрослых» и стать его полноправным членом. Мы также рассказали о том, что часто «поиск себя» сопровождается стремлением отделить себя от всех и вся, понять, где кончается «Я» и начинаются другие. Со стороны подобные попытки отмежеваться от родителей и остальных взрослых выглядят как протест, эгоцентризм и сумасбродство подростка.

В этом выпуске мы продолжим поднятую тему и расскажем о том, как не просто влиять, но способствовать формированию «нужных» и «правильных» ценностных ориентаций.

Подростки склонны обесценивать авторитет взрослых, поэтому управлять процессом формирования ценностей подростка сложно. Современная культура и общество больше не предлагают ребенку однозначной и непротиворечивой ценностной модели. Свобода воли, плюрализм мнений и демократические ценности, диктуемые СМИ, оставляют взрослому человеку много места для свободы выбора, но подростку, не сведущему еще в разнице между всеми возможными точками зрения на то, что есть хорошо, что плохо, трудно выбрать действительно правильную этическую модель из предлагаемого многообразия. Именно поэтому и несмотря на все встречающиеся на пути сложности направлять подростка в его поиске все-таки необходимо.

Напрямую внедрять свою систему ценностей, как и рассказывать подростку о неприемлемости его поведения, его эгоцентризме, – непродуктивный путь. Ничего, кроме еще большего непонимания между взрослым и подростком, так не добиться. А смирение, полученное путем сильного давления, лишь поначалу кажется хорошим результатом. Сломив волю подростка к самостоятельности, в будущем легко получить пассивного и неспособного противостоять трудностям, сломленного человека.

Как пройти между Сциллой и Харибдой: суметь повлиять на формирование ценностей в современном противоречивом мире и одновременно не сломить волю подростка, сохранив так необходимое ему в этом возрасте ощущение автономии и самостоятельности? Задача не из простых, но решаемая.

Дело в том, что подросток интуитивно всегда ищет ключевую взрослую фигуру, чьи ценностные предпочтения он будет считать единственно правильными и присвоит себе. Особенно активен поиск такой фигуры в условиях неоднозначности общественных представлений о ценностях. Подросток ищет взрослого, которому будет доверять, и единственное условие в данном поиске – самостоятельность выбора подростка. Выбрав самостоятельно, подросток самоутверждается.

Почему выбор подростка падает именно на этого, а не другого взрослого, объясняется тем же принципом самостоятельности выбора. Взрослый, чье внимание направлено именно на личность подростка, на его внутренние конфликты и их понимание, автоматически вызывает доверие у ребенка, потому что он, как зеркало, возвращает подростку так необходимую информацию о нем самом.

Иными словами, чтобы стать для ребенка важным, необходимо обратить на него внимание и постараться понять, что происходит у него внутри. Этот акт подстройки позволит в условиях обоюдной искренности и взаимного участия взрослого и подростка произвести переосмысление ценностей, прояснить некоторые спутанные для него вопросы, поддержать его и не подорвать веру в общечеловеческие ценности взаимного уважения и внимания. Своим вниманием к нуждам подростка взрослый доказывает ему, что эгоцентризм непродуктивен (ведь он поведет себя не эгоцентрично, а наоборот – сконцентрируется на нем и его трудностях).

Стать для подростка важным человеком – задача трудная, но она дает удивительные плоды, сохраняя и укрепляя вечные общечеловеческие ценности, передавая их из поколения в поколение.

Елена Черепкина, эксперт по психологии подростков «Академии Always»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте