search
main
0

«Новые» ценности подросткового возраста

В прошлом выпуске мы говорили о том, что одной из важных задач подросткового возраста является выстраивание подростком собственной непротиворечивой системы ценностей, позволяющей «обнаружить себя в мире взрослых» и стать его полноправным членом. Мы также рассказали о том, что часто «поиск себя» сопровождается стремлением отделить себя от всех и вся, понять, где кончается «Я» и начинаются другие. Со стороны подобные попытки отмежеваться от родителей и остальных взрослых выглядят как протест, эгоцентризм и сумасбродство подростка.

В этом выпуске мы продолжим поднятую тему и расскажем о том, как не просто влиять, но способствовать формированию «нужных» и «правильных» ценностных ориентаций.

Подростки склонны обесценивать авторитет взрослых, поэтому управлять процессом формирования ценностей подростка сложно. Современная культура и общество больше не предлагают ребенку однозначной и непротиворечивой ценностной модели. Свобода воли, плюрализм мнений и демократические ценности, диктуемые СМИ, оставляют взрослому человеку много места для свободы выбора, но подростку, не сведущему еще в разнице между всеми возможными точками зрения на то, что есть хорошо, что плохо, трудно выбрать действительно правильную этическую модель из предлагаемого многообразия. Именно поэтому и несмотря на все встречающиеся на пути сложности направлять подростка в его поиске все-таки необходимо.

Напрямую внедрять свою систему ценностей, как и рассказывать подростку о неприемлемости его поведения, его эгоцентризме, – непродуктивный путь. Ничего, кроме еще большего непонимания между взрослым и подростком, так не добиться. А смирение, полученное путем сильного давления, лишь поначалу кажется хорошим результатом. Сломив волю подростка к самостоятельности, в будущем легко получить пассивного и неспособного противостоять трудностям, сломленного человека.

Как пройти между Сциллой и Харибдой: суметь повлиять на формирование ценностей в современном противоречивом мире и одновременно не сломить волю подростка, сохранив так необходимое ему в этом возрасте ощущение автономии и самостоятельности? Задача не из простых, но решаемая.

Дело в том, что подросток интуитивно всегда ищет ключевую взрослую фигуру, чьи ценностные предпочтения он будет считать единственно правильными и присвоит себе. Особенно активен поиск такой фигуры в условиях неоднозначности общественных представлений о ценностях. Подросток ищет взрослого, которому будет доверять, и единственное условие в данном поиске – самостоятельность выбора подростка. Выбрав самостоятельно, подросток самоутверждается.

Почему выбор подростка падает именно на этого, а не другого взрослого, объясняется тем же принципом самостоятельности выбора. Взрослый, чье внимание направлено именно на личность подростка, на его внутренние конфликты и их понимание, автоматически вызывает доверие у ребенка, потому что он, как зеркало, возвращает подростку так необходимую информацию о нем самом.

Иными словами, чтобы стать для ребенка важным, необходимо обратить на него внимание и постараться понять, что происходит у него внутри. Этот акт подстройки позволит в условиях обоюдной искренности и взаимного участия взрослого и подростка произвести переосмысление ценностей, прояснить некоторые спутанные для него вопросы, поддержать его и не подорвать веру в общечеловеческие ценности взаимного уважения и внимания. Своим вниманием к нуждам подростка взрослый доказывает ему, что эгоцентризм непродуктивен (ведь он поведет себя не эгоцентрично, а наоборот – сконцентрируется на нем и его трудностях).

Стать для подростка важным человеком – задача трудная, но она дает удивительные плоды, сохраняя и укрепляя вечные общечеловеческие ценности, передавая их из поколения в поколение.

Елена Черепкина, эксперт по психологии подростков «Академии Always»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте