Какие проблемы сегодня больше всего волнуют начинающих педагогов? Чтобы это выяснить, в Воронеже 9 февраля провели форум «Молодой учитель – «Новой школе» России». Организаторами мероприятия, прошедшего на базе гимназии имени Андрея Платонова, выступили Департамент образования, науки и молодежной политики области, Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ и региональное отделение Всероссийского педагогического собрания. Все 150 молодых учителей, принявших участие в форуме, получили в подарок книгу обкома профсоюза «Учитель в моей жизни» с пожеланием председателя Тамары Бирюковой: «Пусть по прошествии многих лет и о вас ваши выпускники напишут, что был в моей жизни такой учитель, на которого я равняюсь…»
Что делает учителя учителем?О проблемах заговорили, можно сказать, «с порога» – на дискуссионных площадках, которыми открывался форум. Низкая заработная плата, невозможность приобрести собственное жилье, трудности в воспитании современных детей…Но вот что примечательно: ничуть не в меньшей мере, чем проблемы, молодежь волновали вопросы профессионального роста. И в этом смысле большую методическую помощь начинающим учителям оказали открытые уроки по русскому языку и литературе, немецкому языку, информатике, географии, изобразительному искусству, проведенные победителями конкурса «Учитель года Воронежской области» разных лет. Надо было видеть, с какими сияющими глазами выходили молодые педагоги из классов после этих уроков!И когда участники форума собрались в актовом зале на итоговое заседание, вышедшая на сцену учитель физики и математики Бороздиновской средней школы Новохоперского района Ольга Мухина свое выступление посвятила опять же не проблемам, а размышлениям о роли учителя в новой школе России: «Часто учителя сравнивают с актером или с человеком, который умеет все. Да, я умею рисовать, печь пироги, работать на компьютере, красить стены. Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет… Новый учитель пытается создать вокруг себя новое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, коллегами, учениками и всеми заинтересованными людьми. Только вместе можно создать совместное будущее, и только тогда оно станет новым, когда мы посмотрим на окружающее нас обновленным взглядом. Только тот, кто сам готов познавать новое, способен дарить новое другим, иначе всякое знание теряет для него свою новизну и становится холодным и бессердечным. Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. Мы сами должны это решать…»Кстати, сама Ольга Николаевна не просто начинающий учитель, а учитель, которому посчастливилось получить государственную поддержку по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Напомним, что в рамках ФЦП тысяча перспективных выпускников вузов, прошедших специальный конкурсный отбор и принятых на работу в российские школы в 2010 году, получили 500 тысяч рублей подъемных из федерального бюджета.Одна из них – Ольга Мухина. Как и другие участники программы, она разработала индивидуальную модель инновационной деятельности, которую будет воплощать в ближайшие годы.Путь к жилищуО том, каким образом стимулируется работа молодых учителей в Кантемировском районе, на пленарном заседании рассказал руководитель отдела по образованию райадминистрации Юрий Горбанев: это обеспечение полной часовой недельной нагрузки, доплаты в размере от 20 до 30 процентов к ставке, привлечение к участию в различных конкурсах, включение в состав экскурсионных групп для поездок по историческим и культурным местам Воронежской области, России и стран дальнего зарубежья, решение жилищной проблемы в рамках федеральных целевых программ «Социальное развитие села» до 2013 года, «Жилище» на 2011-2015 годы и др. Все эти меры, по словам Горбанева, способствуют регулярному омоложению педагогических кадров. За последние 12 лет в школы района поступили 108 молодых специалистов.Заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Марина Мовшина и председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова в своих выступлениях подробно остановились на стартующей в области программе «Ипотека для молодых педагогов». Она предполагает погашение за счет средств областного и федерального бюджетов первого взноса в размере 20 процентов и кредитование оставшейся суммы под 8,5 процента годовых. Кроме того, Марина Станиславовна сообщила, что при распределении между муниципалитетами федеральных средств, которые поступят в регион в 2012 году на модернизацию материально-технической базы сферы образования, перед районами будет поставлена задача приобрести каждому молодому специалисту по ноутбуку с необходимым программным обеспечением. А Тамара Андреевна рассказала о наиболее значимых победах профсоюза за последние годы и тех задачах, которые он ставит перед собой сегодня.Проректора Воронежского государственного педагогического университета Галину Иванову форум подтолкнул к решению создать на сайте вуза специальную страничку, где опытные специалисты будут отвечать на вопросы молодых учителей: «Мы поняли, что крайне мало уделяли внимания нашим выпускникам, вышедшим из стен университета и оказавшимся один на один с проблемами. Тем более что в решении некоторых из них мы могли бы оказать содействие. И если, запустив наш интернет-проект, мы увидим, что общения в таком формате все-таки недостаточно, мы готовы организовывать дискуссионные площадки, подобные сегодняшним, но уже в педуниверситете».На дискуссионных площадках форума побывали и депутаты: заместитель председателя областной Думы Ирина Транькова и заместитель председателя думского Комитета по труду и социальной защите населения Оксана Хоронжук. Позже, на пленарном заседании, Транькова призвала педагогическую молодежь к большей активности в постановке проблем и попытках их решения. По ее мнению, сегодня в России дефицит людей с активной жизненной позицией. «Демократия большого государства начинается с демократии «малых пространств». А образовательная среда является ее источником», – констатировала Ирина Вениаминовна.В итоговой резолюции участники форума подчеркнули, что подобные мероприятия необходимо проводить регулярно, предложили создать районные и городские советы молодых педагогов, а также включить раздел, посвященный молодежи, в отраслевое соглашение между обкомом профсоюза и Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области.Крутись на все… двестиДелясь впечатлениями от форума, учитель физкультуры средней школы №20 Воронежа Роман Петров, приступивший к работе в этом учебном году, сказал, что ему было интересно все: и общение с молодыми коллегами, и советы опытных педагогов, их открытые уроки. Из проблем, которые его волнуют больше всего, педагог выделил негативное влияние средств массовой информации на неокрепшие детские умы: «Приходится исправлять навязанные СМИ стереотипы, учить школьников взаимопониманию, взаимоуважению, каким-то другим важным вещам, в духе которых я был воспитан сам». Другая проблема – низкая заработная плата. Начинающий учитель окончил Воронежский государственный педагогический университет с красным дипломом, благодаря чему имеет 25-процентную доплату к ставке. Его недельная нагрузка чуть ли не вдвое превышает норму и составляет 30 часов. Кроме того, Роман Сергеевич ведет кружок. Это еще 5 часов. Однако зарплата у Петрова всего 11 тысяч рублей в месяц. «Денег хватает, потому что есть квартира, и пока нет семьи. В противном случае существовать было бы очень тяжело», – заметил учитель.У преподавателя английского языка из Осетровской основной школы Верхнемамонского района Натальи Трубниковой, имеющей пятилетний стаж и работающей на 1,5 ставки, зарплата тоже мизерная – всего 10 тысяч рублей в месяц. «Кручусь, как могу, чтобы заработать побольше, – рассказала Наталья Анатольевна. – Веду не только английский язык, но и технологию. Но денег все равно не хватает. И эта проблема не только у молодых, но и у педагогов с приличным стажем. Я считаю, что учительский труд оплачивается не так, как должен». А больше всего на форуме Наталью Трубникову заинтересовала информация об ипотеке для молодых педагогов: «Для меня это очень актуальная тема, потому что есть семья, ребенок, но нет своего жилья. Будем стараться вступить в программу».
Комментарии