search
main
0

Новосел, плакун, нянька. Внеклассное занятие о народном языке для шестиклассников

Сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения, нежели у предыдущих поколений. Но души их открыты для добра, современные школьники умны, искренни, восприимчивы к хорошему. Моим ученикам нравятся занятия, посвященные народным говорам, диалектам, устному народному творчеству. Ежегодно я провожу внеклассное занятие на эту тему. Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать в уроке. Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в укромных уголках их души. Поют колыбельные песенки, и интонация в них та, напевная, старинная. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки, диалоги из старорусской жизни. Дети легко и плавно произносят непривычные их уху слова, выражения, загадки, пословицы, считалки, интересно рассуждают, делают догадки о происхождении слов, их смысловом значении, составе. По-новому звучат фрагменты рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, отрывки из сказов Павла Петровича Бажова. Такие уроки, как глоток свежего воздуха, веселый солнечный луч.

Цели и задачи:

– ввести детей в мир народного языка;

– увлечь ребят напевностью и красотой русского фольклора;

– расширить словарный запас учеников;

– воспитывать уважение к истории родного языка.

Оборудование.

1. Деревенская изба.

2. Костюмы ведущих и участников.

3. Предметы и рисунки.

4. Словари В.И.Даля и С.И. Ожегова.

5. Плакаты с высказыванием о русском языке и народными словами и выражениями.

6. Книги И.С.Тургенева, П.П.Бажова и о русском фольклоре.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем не только писать, читать, размышлять о языке, но и петь, играть в народные игры, разгадывать загадки, слушать народную речь. «Народный язык – золотая часть русского литературного языка», – так звучит тема нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Учитель: Запишите тему занятия.

II. Работа с эпиграфами.

Учитель: Ребята! Мы не раз с вами восхищались красотой и богатством родного языка. Русскому языку адресовано немало прекрасных слов. Давайте прочитаем некоторые из них и поразмышляем.

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

К.Паустовский

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен».

А.Куприн

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

А.Н.Толстой

Учитель: Что же отмечали в русском языке авторы этих строк?

Запишите одно из высказываний в свою тетрадь.

Особенно красив народный язык. А.С.Пушкин высоко ценил народную русскую речь, ее «свежесть, простоту и чистосердечность». Запишите слово «чистосердечность». Произведем его словообразовательный анализ (чистое сердце).

Главное преимущество русского литературного языка поэт видел в близости к народу. Существует понятие литературный язык .Что это? Это язык искусства, науки. Он сформирован русской культурой и литературой, является основной частью национального русского языка.

III. О В.И.Дале и его словаре.

Учитель: Богатством литературного языка, его золотым фондом является язык народный: старорусские слова и выражения, народные говоры. И первый, кого мы вспомним, – это Владимир Иванович Даль. Перед вами его словарь – сокровищница меткого народного слова. Давайте узнаем об авторе и истории создания словаря.

Сообщение ученика и запись одной словарной статьи.

Учитель: Ребята! Какие группы слов мы изучили на прошлых уроках? Вспомните их общее название. Правильно, необщеупотребительная лексика. Перечислите эти группы. Запишем.

Диалектизмы, устаревшие слова, профессионализмы и др.

IV. Прогулки по русской деревне.

Мать: Дочка, скоро гости придут. Где наш рушник?

Дочка (выбегает на середину избы с рушником в руках): А вот и я.

Мать: Рушничок, рушничок, спой нам песенку!

Все дети поют:

Я Костюшеньку люблю,

Костю вицей не секу.

Ему яичко испеку.

Мать: Дочка, надо бы принарядиться. Где мой полушалок?

Дочка: А вот и я. (Накидывает полушалок себе на плечо.)

Мать: Полушалок, полушалок, загадай ребятам загадки.

Дочка: 1. В лавке пятак, не вынешь никак. (Сучок).

2. Под кустом, под ярусом

Лежит пояс гарусный. (Змея)

3. Бурая корова через прясло глядит. (Солнце)

Ребята отгадывают загадки.

Чтение и запись некоторых словарных статей из Толкового словаря С.И.Ожегова.

Прясло (диалектное слово) – изгородь из жердей от столба до столба.

Вица – прутик, розга.

Гарус – шерстяные цветные нити. Гарусный пояс – скрученный из гаруса.

Лавка – скамья или доска на ножках.

Учитель: Запишите эти слова в тетрадь.

Ребята! Я приглашаю вас удивиться красоте и хитрости загадки. Как рождается загадка? Что лежит в ее основе?

Ученики: Наблюдательность, меткое слово, народный юмор.

Учитель: А как родились эти загадки? Загадка, пословица – это малый жанр устного народного творчества. А какие малые жанры вы еще знаете?

Ученики: Считалки, песенки, потешки, дразнилки…

Учитель: Вы их найдете в книгах об устном народном творчестве.

Презентация книг.

Учитель: Вот эти книги – хранители народной речи. Берите их чаще в руки, читайте.

Засиделись мы, давайте-ка погуляем по улице и заглянем еще в одно оконце. Мы увидим игру. Здесь дети играют в дочки-матери.

Три девочки поют колыбельные песенки, укачивая малых детушек – куколок.

1. Прилетели гулюшки.

Садились на люлюшку.

Они стали гурковать,

Стали Митеньку качать,

Прибаюкивать:

– Спи, Митенька, спи,

Угомон тебя возьми.

2. Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, Таня, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, люли-бай,

Бай-бай, люли-бай.

Учитель: Какие слова вам интересны в этих песенках?

Угомон – угомониться, успокоиться.

Зыбко – колыбель; колыхать, качать, зыбать.

Ребята, можно сказать, что эти песенки ласковые, нежные, теплые? А почему?

Ученики: В песенках слова уменьшительно-ласкательные. Мамы называют своих детей ласково: Катенька, Настюша, Женечка, Сашунечка, Юронька и т.д.

Учитель: В этих песенках присутствуют домашние животные, птицы, растения. Подумайте, почему?

Ученики: Дитя прислушивается к песни матери, слышит знакомые слова, успокаивается, улыбается, засыпает.

Учитель: Заглянем в окно дальней избушки, здесь народная игра «У медведя на бору».

Один из играющих изображает медведя, он присел на пенек и как будто дремлет. Дети приближаются к нему, собирая ягоды и грибы. Они поют дразнилку:

Грибы, ягоды беру.

Медведь постыл,

На печи застыл.

Медведь бросается ловить детей. Они от него врассыпную. Медведь ловит одного. Пойманный произносит считалку:

Тара-бара,

Домой пора,

Коров доить, тебе галить.

Новый медведь садится на стул, игра начинается заново.

Учитель: Ребята, как вы все радостно улыбаетесь! Почему вам весело?

Ученики: Игра веселая, безобидная. Можно побегать, посмеяться, очень хорошая, добрая игра.

Учитель: Новые для вас слова прочитайте в табличке:

Медведь постыл – надоел.

Тебе галить – начинать игру.

Учитель: Запишите в тетрадь эти слова.

А теперь посетим картинную галерею, здесь выставка рисунков наших художников. (На рисунках изображены предметы: колечко с камешком, валенки, веник из веточек без листьев.) Авторы, расскажите о своих рисунках.

Тоненькое колечко с камешком – суперик.

Валенки – пимы, пимики.

Веничек из голых веточек – голик.

Суперик. Какое слово спряталось внутри? Перик – перст.

Пимы, пимики (сиб.) – валенки. Без них сибиряку нельзя, морозно зимой на улице.

Голиком сибиряки сметают, а порой и соскребают снег с пимов, который прилип, примерз. Но голичок все выскоблит, вычистит. Хозяин заготавливает таких голичков побольше. За долгую зиму они изнашиваются. Этим же голичком сметает снег с крылечка. Из него же делает метелочки.

Общение с природой всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит воображение. Меткими названиями награждает народ все, что видит вокруг, особенно интересны народные названия растений, цветов. Продолжаем нашу экскурсию по картинной галерее.

Одуванчик. Как народ назвал это чудо природы? Пустодуй, пухлянка, летучка, молочник и т.д. Поясните, что отражено в каждом названии?

Иван-чай – гаревик, новосел, плакун, нянька, медовый цветок. Давайте поразмышляем, почему этому цветку дали такое название?

Ромашка – изящный стебелек, белоснежные лепесточки, золотое сердечко, давайте придумаем этому цветочку название.

Ученики: Красавица луговая, модница, золотой глазок, ажурная юбочка.

Учитель: Народные названия – солнешник, купальница, моргун, румянка.

V. По страницам книг.

Учитель: Богата народной речью, диалектами и художественная литература. Всем известны сказы П.Бажова. Послушайте фрагмент из «Малахитовой шкатулки». Вслушайтесь в речь народов Урала. Запомните слова, которые звучат не так, как вы привыкли.

Чтение фрагмента.

Учитель: Если убрать из книги диалектные, народные слова и обороты, что произойдет? Сказ потеряет свою прелесть, тогда уже назвать его сказом будет нельзя.

А вот чудесный рассказ И.Тургенева «Бежин луг». Кто герой этого рассказа, о чем рассказ?

Разные истории рассказывают мальчишки у костра. Послушайте одну из них и народную речь Орловской губернии. Какие слова вам понятны, но не привычны? Какие не понятны?

Учитель: Художественная литература и устное народное творчество хранят для потомков народную речь, жизнь, текущую по обрядам, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Как вы понимаете «почитание отцов и дедов»?

Подберите гнездо родственных слов. Запишите в тетрадь.

Почитание, почтение, почтенный, почтительный, почет, чтить, чтут.

Прочитайте словарную статью «Почитание» из словаря С.И.Ожегова. Запишите эту статью в тетрадь.

VI. Итоговая часть урока.

Народные говоры – свидетели русской истории. Как же с ними обходиться? Не знать, не ведать, не интересоваться, быть равнодушным? Пусть канут в Лету, уйдут без следа… Нет, этого допустить нельзя. Почему?

Прочитайте высказывание Константина Паустовского:

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Лидия ЭРИСТОВА, учитель русского языка и литературы лицея, Тобольск, Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте