search
main
0

Новое звено в цепочке привычных действий

Роль тьютора напоминает ходунки в образовании

Окончание. Начало в №50

 

Его задача – стать ненужным

Работа тьютора с ребенком, у которого ментальные нарушения, например РАС, строится иначе, нежели с ребенком с сохранным интеллектом. Это уже не реабилитация, не восстановление утерянных навыков, а абилитация, то есть формирование новых навыков. И эта задача напоминает кропотливую сборку рассыпанного пазла, а порой даже чтение чужих мыслей на расстоянии!

К каждому ребенку нужно найти подход

«Я была групповым тьютором и несколько лет сопровождала класс в инклюзивной школе «Ковчег», где учились в основном дети с РАС, – делится опытом Анна Сергиенко, в прошлом тьютор, сегодня клинический психолог, педагог-психолог по сопровождению детей с РАС, старший преподаватель МГППУ и руководитель тьюторского агентства «Солнечный зайчик». – Представьте себе, в классе в разное время от 8 до 14 детей, и у каждого свои особенные отношения с окружающим миром, поведенческие особенности… То есть у каждого ребенка особое, уникальное мышление, и к каждому нужно найти свой подход. Только двое из них по особенностям были похожи. Одна девочка воспринимала на слух слова как непонятный набор букв, поэтому для нее требовалось четко проговаривать текст, а другой мальчик одним ухом воспринимал информацию искаженно, и с ним надо было говорить со стороны «правильно слышащего» уха».

Опытные педагоги класса Максим Бушмелев и Юрий Торгашев прекрасно знали особенности своих учеников, но без внимательного помощника образовательный процесс в сложном классе, похожем на рассыпанный пазл, продвигался бы в разы медленнее. В обязанности Анны входило присутствовать на уроках и переменах, корректировать нежелательное поведение учеников, эмоционально «контейнировать» – переключать их эмоции на себя, подсказывать, как с ними справиться, писать правила поведения на уроке – для кого-то ежедневно одни и те же, для кого-то разные, развешивать картинки с инструкциями, которые тоже использовались всеми по-разному.

Тьютор должен был пройти по классу и убедиться, что ученики поняли то, что говорит учитель, проследить, на какой странице открыты учебники, кому-то показать, как найти нужную страницу. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ касалось не только учебной деятельности, но и помощи в социально-бытовом плане, а это тоже обучение. В столовой, например, в обязанности тьютора входило сформировать навыки, как самостоятельно взять еду, как поставить на поднос тарелку и не разлить суп, даже в какую руку взять ложку. И никогда ничего не делать за детей!

Школьный тьютор постоянно сотрудничает в команде не только с педагогом, но и с психологом, логопедом, находится с ребятами с первого по последний урок пять дней в неделю. И постоянно меняет тактику взаимодействия, потому что никакие шаблоны в работе с детьми с РАС не годятся, напротив, требуются мегагибкость, максимум индивидуального подхода и разгадывание логических ребусов, задаваемых учениками. Что хотел сказать Петя, что он понял из сказанного учителем, почему он решает задачку каким-то немыслимо хитрым способом (и получается, как ни странно, верно!), пишет задом наперед или боится красного цвета?

Материалов, с помощью которых усваиваются знания, может быть столько, сколько и учеников: визуальное расписание, карточки с подсказками, счетные палочки, «нумикон», калькулятор… И если в работе с детьми с сохранным интеллектом и без поведенческих проблем тьютор – разведчик, то здесь приходится полностью менять амплуа. Тут он скорее менталист-иллюзионист, подобно знаменитому Вольфу Мессингу, способный читать мысли на расстоянии.

«Задача тьютора – стать максимально ненужным, отстраняться в определенный момент, – продолжает Анна. – Есть зона актуального развития, когда дети с РАС справляются с поставленной задачей сами, и ближайшего, когда они это делают с помощью взрослого. Ты двигаешься вместе с ними в зоне их ближайшего развития, поддерживаешь их субъектную позицию и самостоятельность, чтобы они научились сами выполнять задачи». Иными словами, роль тьютора напоминает такой малышовый девайс, как ходунки, только в образовании. Научился шагать сам – и ходунки уже отброшены в сторону.

Бесперебойное течение образовательного процесса

Поскольку в школу приходит инклюзия и стремится укорениться в ней навсегда, то и потребность в таком сопровождении становится необходимой. Иногда штатному тьютору приходится разрываться между несколькими детьми в разных классах, в некоторых школах эти обязанности выполняет школьный психолог. И это еще не самый худший вариант, как правило, психолог в силу профессии стоит на принимающей и понимающей позиции в отличие от некоторых педагогов, привыкших быть «сверху» и жестко оценивать. Ребенку от тьютора нужны не излишняя строгость и оценка «плохо!», а дружелюбие, участие, мягкая поддержка, направленные на поиск решения.

Если школа не способна предоставить тьютора, то часто родители нанимают его сами. Многие семьи отдают последнее, чтобы нанять специалиста, ведь они не всегда зажиточные, а иногда и вовсе не полные. Обычно тьютор получает 450-500 рублей в час. Минимальная тьюторская ставка – от 20 до 30 тысяч рублей в месяц, встречаются специалисты, получающие частным порядком и до 50 тысяч. Часто тьютор совмещает два вида деятельности, например, педагог утром работает в школе, а во второй половине дня спешит в семью к своему «тьюторанту».

«Если подопечный – ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ментальными нарушениями, то в этом случае тьютору требуются знания не только педагога, но и психолога, и дефектолога, чтобы иметь представление о диагнозах, особенностях развития, – считает Анна. – Это постоянное творчество, анализ ситуации, многозадачность, поиск наилучшего решения. И все-таки, несмотря на широчайший диапазон компетенций, тьютор – это промежуточный этап в педагогике, отличный трамплин, чтобы двигаться в профессии дальше».

Лет 10 назад на одной из педагогических конференций прозвучало слово «инклюзия», многие участники услышали его впервые. Помню, какой ужас стоял в глазах у педагогов: «Как это – ребенок с ментальными нарушениями в классе? Кто возьмет на себя обязанности разжевывать ему учебный материал? Он же оттянет на себя внимание, будет отставать, тормозить весь класс!» Но идут годы, пространство школы становится все более инклюзивным, а школьный мир устоял, не обрушился под тяжестью вызовов новой эпохи. И не в последнюю очередь благодаря новому звену в цепочке привычных действий – тьюторам, скромным труженикам, которые обеспечивают бесперебойное течение образовательного процесса.

Людмила ПОЛОНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте