В конце 2013 года в Москве состоялась Всероссийская конференция, посвященная развитию дополнительного образования.
Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников образования и науки РФ:Система дополнительного образования детей – важнейшая составляющая РФ, обеспечивающая условия для реализации жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем пока еще потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и учтены при планировании реформ в российском образовании, а затянувшийся процесс определения подходов к формированию социального заказа на услуги дополнительного образования детей в условиях отсутствия законодательных гарантий доступности и бесплатности этого вида образования способствовал сдерживанию инновационного развития системы, обновления содержания дополнительных образовательных программ и технологий, создания новых организационно-правовых и финансово-экономических механизмов управления организациями. Однако нельзя согласиться с тезисом, что дополнительное образование детей «испытывает системный и содержательный кризис», который звучит в проекте разработанной Межведомственной программы по развитию дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. У нас в стране есть значительное количество современных учреждений дополнительного образования детей, которые не только выжили за этот трудный период, но и постоянно развиваются, в полной мере отвечают современным запросам общества. Мы убеждены в том, что, прежде чем разрабатывать и утверждать все новые и новые программы в сфере образования, в частности, в сфере дополнительного образования детей, необходимо подвести итоги реализации предыдущих программ, в частности, итоги предыдущей Межведомственной программы на период 2007-2010 годов. К сожалению, процесс принятия на федеральном уровне основополагающих документов в сфере образования, в частности, по развитию системы дополнительного образования детей не имеет системного характера, например, казалось бы, принята государственная Программа развития образования до 2020 года, более двух лет обсуждается проект Межведомственной программы, но теперь дано поручение разработать концепцию развития дополнительного образования детей. Как правило, принятие всех этих документов не предусматривает четкого механизма их реализации, прежде всего по проблемам финансового и кадрового обеспечения. Среди проблем: – преимущественное развитие низкозатратных направлений дополнительного образования детей на фоне так и не отработанных механизмов формирования социальных заказов на услуги этого вида образования, в связи с этим медленное обновление научно-методического обеспечения деятельности учреждений; – затягивание процесса обновления нормативной правовой базы деятельности учреждений ДОД, что крайне важно, особенно с учетом принятого нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; а также работы по методическому обеспечению финансово-экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей в новых условиях, хотя Федеральный закон №83-ФЗ принят уже три года назад. Принятый в этом году Федеральный закон №252-ФЗ, внесший изменения в Бюджетный кодекс РФ, дополнительно обратил внимание федеральных министерств на необходимость формирования полного отраслевого (базового) перечня государственных (муниципальных) услуг, в том числе и в сфере дополнительного образования детей, который должны применять все учредители в образовательной сфере деятельности как на региональном, так и на муниципальном уровне, при определении государственного (муниципального) задания на оказание услуг населению для своих подведомственных учреждений; – сохранение непрозрачности финансирования. Понятно, что нужна методическая помощь в определении нормативной потребности в бюджетных средствах для выполнения государственного (муниципального) задания по охвату детей услугами дополнительного образования в каждом регионе. По-прежнему очень актуально и необходимо постоянное правовое и экономическое обучение руководителей и специалистов и органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, и самих учреждений, особенно в условиях, когда появились реальные возможности интеграции, межведомственного и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций, государственно-частного партнерства в повышении привлекательности и результативности, качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности, запросами рынка труда, общества, государства, требованиями ФГОС общего образования. Конечно, нельзя оставить без внимания проблемы, связанные с развитием кадрового потенциала в сфере дополнительного образования детей. Это и уменьшение количества педагогических работников ДОД за последние 5 лет более чем на 40%, наличие более 5 тысяч вакансий в учреждениях ДОД, уменьшение доли специалистов с высшим образованием до 67,5%, и значительные проблемы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Как известно, процессы модернизации образования изменяют и требования к компетенциям педагога, реализации его педагогической позиции. Разработаны, готовятся к апробации профессиональные стандарты и в сфере дополнительного образования детей, естественно, будет меняться и содержание трудового договора с педагогами или так называемого эффективного контракта. Применение профессионального стандарта педагога дополнительного образования в социально-трудовых отношениях, то есть при формировании трудового договора, при аттестации работника возможно не ранее чем с января 2016 года. Профсоюз настоял на предварительной апробации профессиональных стандартов педагогической деятельности, проведении обязательного обучения руководителей и специалистов образовательных учреждений по применению профстандартов, а также на подготовке методических рекомендаций по применению и внедрению профстандартов совместно с Министерством образования и науки РФ. С удовлетворением мы отмечаем, что предложения профсоюзов в программу Общероссийского народного фронта не остались без внимания Президента РФ, важно, что есть понимание того, что уровень доступности дополнительного образования детей представляет собой также и показатель качества жизни населения. Президент России Владимир Путин предложил вернуть систему дополнительного образования детей в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Важный шаг в этом направлении сделан в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотревшем обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам на финансирование текущих расходов этих организаций. В качестве целевого ориентира при поэтапном выполнении задачи повышения заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей, как вам известно, избрана средняя заработная плата учителей, что подтвердило социальную значимость и уровень квалификации педагогов этой категории. В программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях определены вплоть до 2018 года целевые значения показателей достижения этой задачи, в частности, в 2013 году средняя заработная плата педагогов дополнительного образования детей должна быть на уровне не ниже 75% от соответствующего показателя, сложившегося по учителям.Александр СТРАДЗЕ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России: За 95-летнюю историю в системе дополнительного образования было многое – и периоды бурного развития, и периоды переосмысления его основ, направлений и механизмов деятельности. В 1918 году в Наркомпросе появляется отдел внешкольного образования, основные задачи которого – ликвидация безграмотности, организация занятости детей, приобретение ими первых навыков рабочих профессий (подготовка кадрового резерва), создание государственной системы учреждений внешкольного образования (по различным направлениям деятельности). В этом же году в Москве, в Сокольниках, появляется первое учреждение внешкольного образования в России – Станция юных любителей природы (ныне – Федеральный детский эколого-биологический центр). К 1990 году в стране создано около 17 тысяч учреждений дополнительного образования детей. С 1992 года в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» начался процесс преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Сегодня Россия одна из немногих стран, в которых обеспечивают государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей, это наше огромное конкурентное преимущество, потому что во многих странах, даже развитых, такая система только создается. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов Федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75 процентов к 2020 году, при этом предусмотрено, что до 50 процентов расходов на эти цели будут профинансированы из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №2620-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в том числе изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. Утвержден приказ Минобрнауки России «Об установлении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Минобрнауки России разработало проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает масштабные меры по развитию дополнительного образования, увеличению инфраструктуры дополнительного образования. Нам необходимо расширить и сбалансировать возможности неформального и так называемого формального дополнительного образования, реализуемого образовательными организациями в рамках своей уставной деятельности, необходимо также создать программы, интересные не только дошкольникам, но и старшим школьникам. Минобрнауки России разработаны методические рекомендации по расчету целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, к общей численности детей в возрасте 5-18 лет)». За основу расчета охвата детей взят учет обучения каждого ребенка по одной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам независимо от их направленности, формы освоения (очная, очно-заочная, дистанционная) и организации, где они реализуются. Опрос обучающихся (родителей – для дошкольного уровня) проводится ежегодно в январе за предыдущий календарный год в дошкольных образовательных организациях (для детей в возрасте 5-6 лет), общеобразовательных организациях (для обучающихся с 1-го по 11-й класс); в средних и высших профессиональных образовательных организациях (для обучающихся в возрасте до 18 лет). При условии участия ребенка в реализации нескольких дополнительных образовательных программ он учитывается по каждой программе один раз. Необходимым условием достоверного учета выбора и посещения детьми образовательных организаций может быть создание систем электронного учета очереди в организации дополнительного образования. Для создания банка программ дополнительного образования детей, экспертного анализа, систематизации программ создан прототип единого банка программ дополнительного образования детей, позволяющий осуществлять сбор, систематизацию данных об учреждениях, реализующих программы дополнительного образования детей различных направленностей, реализацию сетевого взаимодействия специалистов, экспертов, педагогов и учреждений дополнительного образования детей. Основными потребителями этого ресурса будут не только специалисты в сфере дополнительного образования, но и родители совместно с детьми, определяющие возможные направления развития интересов ребенка вне системы основного образования. По своей сути реализуемый проект – интерактивная картина системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Важный ресурс, обеспечивающий увеличение охвата детей программами дополнительного образования, – организация внутриведомственного сетевого взаимодействия (общеобразовательная организация – организация дополнительного образования детей), а также организация межведомственного взаимодействия (организация дополнительного образования детей – учреждения культуры – учреждения спорта). Думаю, что уже в 2014 году нам удастся совместно достичь успехов в подключении федеральных вузов к реализации программ по дополнительному образованию, помимо хорошо зарекомендовавших себя традиционных программ художественно-эстетического образования будут развиваться программы научно-технического творчества, биолого-экологической, туристско-краеведческой и других направленностей. Очень важно, чтобы были сформированы адекватно финансово-организационные механизмы, которые бы позволили эти схемы реализовать; в частности, нам, безусловно, необходим переход на нормативы подушевого финансирования дополнительного образования. Только в этом случае возможен синтез различных отраслей социальной сферы в объединении их усилий при выполнении задач социализации воспитания детей. На всех уровнях необходимо осуществить внедрение нормативного подушевого финансирования услуг дополнительного образования, оказываемых подведомственными организациями дополнительного образования, установить соответствующие нормативы затрат на оказание услуг, учитывающие все особенности реализации отдельных дополнительных образовательных программ, в том числе их направленности и год освоения, особенности контингента обучающихся. Расчет нормативов затрат должен быть прозрачен и ясен для образовательных учреждений, их величины должны быть достаточны и необходимы для обеспечения возможности реализации программ учреждениями. Лишь после этого мы будем иметь право говорить о выполнении в отношении учреждений дополнительного образования требований 99-й статьи Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ. Дополнительное образование – сфера свободного выбора, и различных программ может быть множество. То есть юный гражданин России самостоятельно может выбирать интересующие его направления развития, то, где он будет получать образование. На этом основании дополнительное образование должно финансироваться неразрывно с выбором детей. Поэтому финансовое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ должно осуществляться в том числе на принципах персонифицированного финансирования. То есть по крайней мере часть средств в соответствии с рассчитанными нормативами затрат в систему дополнительного образования должна направляться на финансовое обеспечение тех услуг, получение которых выбирается ребенком, и доводиться до конкретных образовательных организаций, которые оказывают эти услуги. Обязательное условие внедрения механизма персонифицированного финансирования – использование различных инструментов учета выбора и посещения детьми образовательных организаций, в том числе систем электронного учета «очереди» в организации дополнительного образования. Система государственных (муниципальных) заданий выступает сегодня механизмом оформления государственного (муниципального) заказа, определения приоритетов содержания программ дополнительного образования. В ситуации отсутствия федеральных требований к общеразвивающим программам и формализованной системы оценки показателей эта система должна стимулировать качество услуг, обновление содержания программ, вовлечение целевых групп детей (дети группы риска, дети с ОВЗ). Какие бы изменения ни происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса остается педагог. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, профессионально подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Новые требования к качествам педагога дополнительного образования детей: во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником), так и профессиональным педагогом, во-вторых, обеспечивать не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивать личность ребенка, помогать в решении его социальных проблем, в-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают, тем более в условиях индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей. В 2014 году в рамках ФЦПРО запускается проект по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей с использованием эффективного регионального опыта.
Комментарии