search
main
0

Новое время – новые требования

​Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») разработана в соответствиис постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. №23-ПП «Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы». Цель программы – дальнейшее развитие системы образования Москвы с учетом новых требований к качеству образовательного процесса и социально-экономической сферы города.

– Образование уже сегодня стало ведущим фактором формирования человеческого капитала города, обеспечения качества жизни населения и повышения конкурентоспособности столицы. Каждый год в нашу систему вливаются новые дети. Они другие – со своими потребностями, способностями и ограничениями. Темп жизни, информационная среда формируют у них и новые возможности, и новые потребности в образовании. Для того чтобы успешно реализовать свои задачи, система образования должна быть включена в процесс непрерывного обновления, позволяющего гибко и опережающе реагировать на изменяющиеся запросы населения и потребности динамично развивающейся экономики города. Эффективное решение этой многофакторной и сложной задачи в нынешних реалиях возможно только при использовании программно-целевого метода посредством реализации предлагаемой программы. Программа разработана исходя из положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, сценария социально-экономического развития Москвы на 2012-2014 годы. Программа подготовлена на основе комплексного анализа текущего состояния сферы образования столицы, национального проекта «Образование». Она учитывает градостроительные перспективы, демографические тенденции, опирается на прогноз социально-экономического развития Москвы, трансформации заказа экономики города к образованию. По сравнению с другими регионами России столичная система образования имеет свои особенности. Во-первых, здесь очень высокие требования населения к качеству образования, а население очень разное по ценностным ориентирам, социальному положению, уровню благосостояния. Во-вторых, в Москве очень разные ученики и воспитанники, довольно много приезжих, которые только адаптируются к столичному социуму, поэтому к ним требуется особый подход при обучении. В-третьих, в масштабах огромного города особенно важна территориальная доступность образовательных учреждений. Перечисление особенностей можно продолжить, так или иначе все они анализировались и учитывались при разработке программы. Комплекс мероприятий программы предусматривает усиление вклада образования в социально-экономическое развитие города. Он включает в себя:    введение стандартов качества образования, разработанных на основе лучших практик московских учреждений образования, а также с учетом эффективного мирового опыта и передовых психолого-педагогических разработок;     внедрение современных образовательных моделей и технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-мигранты);     создание эффективной системы управления качеством образования на всех уровнях;     формирование и развитие кадрового ресурса системы образования;     внедрение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих качество и результативность образования;- модернизацию сети образовательных учреждений;    формирование основы деятельности и развития целостной городской инфраструктуры образования и социализации, аккумулирующей ресурсы различных ведомств, семей, городской культурной среды, активность самой молодежи;     создание институциональных партнерств между учреждениями профессионального образования и работодателями;     развитие информационной образовательной среды системы образования. В результате реализации программы:     повысится доступность качественного образования независимо от района проживания и социально-экономического статуса потребителей;     повысится удовлетворенность населения качеством образования;     будут своевременно удовлетворяться потребности столичной экономики в квалифицированных работниках;     будет обеспечено соответствие качества жизни работников сферы образования стандартам жизни среднего класса. В результате принятия этого документа в системе образования будут созданы условия для реализации механизмов финансирования и управления, ориентированных на результат, обеспечивающих прозрачность и эффективность использования общественных ресурсов, направляемых в образование. Реализация программы позволит создать необходимые условия для повышения качества образования с учетом ориентации на построение индивидуальных образовательных траекторий москвичей, перспективные потребности города в квалифицированных кадрах, государственных программ Москвы. Реализация программы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования нормативно-правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение целей и задач. Финансовое обеспечение реализации программы в 2012-2016 гг. за счет ассигнований бюджета Москвы составляет более 1,5 трлн рублей. Программа отличается от того, что было до этого, не только по масштабу, но и по статусу. Во-первых, программа имеет статус государственной программы города Москвы. Это означает, что это не программа системы образования Москвы, точнее, не только системы образования, подведомственной Москве, а тем более Департамента образования. Это программа всей Москвы в отношении всего, что связано в столице с образованием. Впервые в одном документе определены и взаимоувязаны задачи всех образовательных учреждений независимо от ведомственной подчиненности. Это первая государственная программа по развитию образования в России. Во-вторых, программа реализуется в условиях очень существенного прироста населения за счет повышения рождаемости. Например, в нашу систему дошкольного образования до конца 2016 года дополнительно вольется не менее 100 тысяч детей и более 150 тысяч школьников. Это обуславливает огромные масштабы создания и развития действующей образовательной инфраструктуры. Поэтому доступность образования – один из лейтмотивов программы, при этом имеется в виду не только обеспечение наличия мест в образовательных учреждениях в территориальной близости от места проживания, но и приспособленность зданий к обучению детей с особенностями развития, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, умение педагогов давать качественные знания всем учащимся независимо от их особенностей, использование самых современных педагогических технологий и оборудования. В-третьих, ставится задача повышения качества образования во всех образовательных учреждениях. Это связано и с требованиями индивидуализации образовательных траекторий. К концу реализации программы в нашей системе не должно быть слабых школ, все без исключения образовательные учреждения должны будут обеспечивать знания и условия обучения в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Кроме того, Москва обязана иметь особые требования к качеству образования. В программе предусмотрены разработка и внедрение московского стандарта качества образования. Он будет учитывать особые требования к результатам и условиям обучения, ориентации на социализацию учащихся в городском сообществе, на достижения личного успеха в соответствии со способностями и предпочтениями ребенка. Программа касается почти каждого жителя столицы, поэтому и разработка ее велась, что называется, всем миром. Возглавил эту работу экспертный совет под председательством заместителя мэра в Правительстве Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец, в состав совета вошли ведущие специалисты в образовании федерального и московского уровня, представители общественных организаций. По различным направлениям были созданы рабочие группы. Свод и обработку предложений осуществляли специалисты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета и многие другие – по направлениям и подпрограммам. С февраля 2011 года основные направления программы были доступны всем интересующимся на сайте Департамента образования, прошли педагогические советы во всех школах и колледжах Москвы. Всего за время работы над программой поступило более 2000 предложений от экспертного сообщества и более 8000 предложений от образовательных учреждений города. В ходе работы над программой учитывалось и мнение соисполнителей программы – органов исполнительной власти Москвы, контрольно-счетной палаты, родительской общественности. Конечно, далеко не все предложения возможно было принять, но большинство было учтено, это обусловило сбалансированность, как отмечают многие эксперты программы. Есть ли слабые места в программе? Конечно, есть. Программа – это все же баланс между желаниями и возможностями (они велики, но не безграничны). Несмотря на то что ресурс, который выделяет Правительство Москвы на ее реализацию, беспрецедентен, абсолютно все вопросы одновременно решить не представляется возможным, в первую очередь это касается инфраструктуры образования, особенно создания новых мест в дошкольных образовательных учреждениях. Не все механизмы достижения заявленных результатов прописаны абсолютно конкретно – многие предстоит разработать и внедрить в первые годы реализации программы. Не так определенно, как хотелось бы, прописаны механизмы вовлечения других ресурсов города в воспитание детей – эта работа также запланирована на первый год. Все идеи, предложения мы будем анализировать и учитывать. Ежегодно при формировании и защите годового бюджета будут при необходимости конкретизированы отдельные мероприятия, уточнены приоритеты. Все это будет публично, а значит, прозрачно. Без широкого участия общественности добиться выполнения задач программы невозможно. Часть идей и предложений, поступивших в рабочие группы, в силу разных причин не удалось учесть в программе. Но они важны и интересны. Поэтому принято решение о разработке стратегии развития московского образования на период до 2030 года. Там можно будет учесть самые смелые и прорывные идеи, реализация которых не может ограничиваться среднесрочным периодом. После одобрения на уровне Правительства Москвы в июне 2011 года программа была вынесена на общественное публичное обсуждение, оно проходило очень активно. К настоящему времени подведены итоги обсуждения, большая часть замечаний и предложений учтена при доработке. Итоговое утверждение запланировано на 27 сентября 2011 года. Приняли программу, а что дальше? Дальше начинается основная работа. Во-первых, детальный план действий по каждому мероприятию программы будет разработан Департаментом образования с предварительным глубоким обсуждением. При этом важен не сам факт проведения того или иного мероприятия, а его результативность, то, насколько достигнуты индикаторы программы, показатели результативности мероприятий, насколько это позволило продвинуться в достижении поставленных задач, какими средствами. Во-вторых, каждый округ разработает свою программу развития с учетом направлений и индикаторов государственной программы, наконец, каждое учебное заведение примет свои планы. Будет введена информационно-аналитическая система мониторинга, предусматривающая учет действий и анализ результатов. В-третьих, будет создан общественный совет программы, который будет анализировать ход ее выполнения, рассматривать ежегодные доклады, вносить необходимые предложения, в том числе в Правительство Москвы. Нас ждет очень напряженная, очень сложная и очень ответственная работа. Хочу пожелать всем нам удачи и чувства удовлетворения от достигнутых результатов. А главное, чтобы московские дети могли развить свои способности и получали хороший старт во взрослую жизнь. Вениамин КАГАНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы, координатор рабочих групп экспертного совета по разработке государственной программы города Москвы на среднесрочную перспективу (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте