search
main
0

Новое содержание и новый уклад. Елена ИВАНОВА, директор школы №1835

Какой должна быть школа будущего? Этим вопросом мы задавались в своем коллективе, об этом мы спрашивали родителей, это мы обсуждали с нашими детьми. Основная проблема в том, что мы живем в залоге настоящего, а считаем, что должны готовить детей к будущему. Дети живут в настоящем, их привычки, характер, способности проявляются уже сейчас. Сведение их жажды деятельности, любознательности исключительно к изучению школьных предметов, к успешному выполнению контрольных работ и тестов может привести к тому, что они утратят всякое желание развиваться в дальнейшем и осваивать нужные уровни знаний. С другой стороны, в наших школах нет привычки встречаться с образцами высокого мастерства, бизнесменами, предпринимателями, представителями современной культуры и науки. Наши дети не видят таких образов, которые ведут их к взрослой жизни, да и путь этот слишком долог, поэтому у них не появляется смысла учиться. Они проявляют интерес и замыкаются лишь в своей подростковой культуре, которая не просто не нравится нам, но и пугает нас, взрослых. Как же быть и как изменить жизнь современных детей?

Мы, педагоги, хотим, чтобы наши выпускники получали твердые знания и в полном объеме могли применять их в жизни, умели решать самые сложные задачи. Жизнь за пределами школы идет вперед, совершаются новые открытия, а нынешняя школа просто не успевает вводить все новые и новые предметы, а потому остается за бортом настоящей жизни. Родители хотят, чтобы дети поступили в хорошие вузы, получили хорошее образование, поэтому нанимают репетиторов. В нашей школе дети учатся, начиная с трех лет, и мы видим, что даже трехлетним детям родители начинают брать репетиторов для того, чтобы подготовить их к специальным школам, чтобы они потом поступили в вузы. Это подрывает душевное и физическое здоровье детей. Поэтому наша модель школы будущего направлена на то, чтобы решить все эти проблемы.

Мы считаем, что дети должны самостоятельно ставить цели, самостоятельно постигать знания и, самое главное, строить новые знания, овладевать новыми видами управленческой, исследовательской, конструкторской деятельности, свободно входить в содержательную коммуникацию и уметь общаться с представителями бизнеса, власти, культуры, а самое главное – ориентироваться в сложных современных проблемах и решать их.

Такой тип способностей, который должен передаваться в школе будущего, мы называем мыследеятельностным, это способности мышления, воображения, понимания, организации деятельности и коммуникации. Для того чтобы такие способности передавать детям, необходимо разрабатывать новые педагогические технологии, и уже на экспериментальных площадках Москвы накоплен положительный опыт, и он должен передаваться другим школам.

Что это за новые педагогические технологии, которые уже есть и которые можно передать другим школам? Это новые модульные технологии, метапредметы, которые дети должны осваивать, входя в новые задачи, они должны осознавать, зачем они осваивают предметные области. Метапредмет – это знак, задача, проблема, знание.

Конечно, первый вопрос, чему учить в школе будущего, с нашей точки зрения, имеет такой ответ: прежде всего нужно развивать способности. Если способности у детей будут развиты, за счет этих способностей они смогут овладеть любым набором знаний, освоить разные пласты информационного поля, которые захотят освоить, самостоятельно учиться.

Второй вопрос: каким же образом пробуждать способности? Прежде всего с помощью педагогических технологий, а кроме того, в школе будущего обязательно должен быть уклад и детско-взрослые общества. Без участия родителей никакого общества в школе не появится, родители должны принимать активное участие в построении самой школы, в создании ее миссии. Детско-взрослая общность ставит перед ребенком цели и задает зону ответственности, именно в этой общности дети начинают тянуться к высоким образцам, хотят помочь другим освоить разные области знаний. Уклад школы – те праздники и события, которые планируются и проводятся, но они не должны быть для детей мероприятиями, дети должны осознанно понимать, что они празднуют, в какое событие входят. Школа должна помогать детям свободно реализовывать их дела, выражать свое мнение и выступать со своими инициативами.

Школа будущего предполагает также внедрение новых видов деятельности. Это организационно-деятельностные игры, в которых дети будут решать сложные нравственные, духовные, социальные проблемы, проектные формы деятельности, в которых дети смогут наравне со взрослыми участвовать в решении сложных проблем. Такие площадки уже есть в Западном округе, создано детско-взрослое конструкторское бюро, где дети занимаются несколькими сложными проектами. Детям легче входить в сложный контекст такой работы. В этом можно убедиться, наблюдая, как они осваивают компьютерные технологии гораздо быстрее и легче, чем педагоги. Мы должны сделать все, чтобы все наши дети были способными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте