Моде подвластно все: одежда и архитектура, литература и искусство, и, как ни странно, образование. Наверное, это правильно, так должно быть, ведь мода – это новое веяние, свежая мысль, новое решение старых проблем. А проблема в школе всегда одна – обучение, воспитание и развитие ученика. Именно для ее успешного решения отечественное образование сегодня развивает идею дифференциации обучения, один из механизмов которой – профильное обучение.
В Таврическом районе Омской области профильное обучение существует в форме равноправной распределенной муниципальной образовательной сети. То есть у учащихся есть возможность изучать профильные предметы по выбору не только в той школе, где они учатся, но и в других образовательных структурах, входящих в сеть. Такая организация решает много задач. Во-первых, многообразие профилей. Ведь в сельских школах нет такого количества детей, учебных часов, чтобы удовлетворить интересы всех и каждого. Во-вторых, кадровые вопросы. Ведь профиль – это повышенный уровень изучения предмета, и, чего греха таить, наши педагоги к нему готовы не все и не всегда. Уж очень долго мы работали «средне» со «средними» учениками. Много и других плюсов, главный из которых – стремление к новому качеству образования и развития ученика. Востребованность профильного обучения отмечают сами участники сети: ученики, учителя, родители. Согласно опросу, на прямую связь между выбранным профилем и планируемой профессией указывают 89 процентов старшеклассников: 80 процентов из них планируют выбрать профессию в рамках профиля, 9 – родственную выбранному профилю.
Все было бы хорошо, если б не было так плохо. Почему плохо?
Причина первая, главная – сложность выбора профиля, то есть выбора сферы будущей профессиональной деятельности. Какое сложное жизненное испытание прошли все мы, прежде чем стать тем, кем мы стали. Вспомните, как долго и мучительно мы выбирали профессию, учебное заведение. Мы делали это в возрасте 16-17 лет, а современным детям приходится определять свой жизненный путь двумя годами раньше, по окончании 9-го класса.
Причина вторая, не менее важная – сложность становления личности старшего подростка. Ведь в человеке все должно быть прекрасно. Для этого «физику» нужно знать, что Онегин – это не рок-музыкант и не известный поп-композитор, а «лирику» хорошо бы уметь починить розетку без угрозы для жизни. Будет ли для этого достаточно базового курса учебного предмета? Позволит ли избирательная нагрузка на отдельные стороны психики ребенка сформироваться ему как личности, быть уверенным в себе, своих силах?
Причина третья, важнейшая – коммуникативная неготовность учащихся к новым формам обучения. Наши детки, которым тепло и уютно в своей школе, неохотно покидают родные стены, чтоб пойти в другую, незнакомую школу – даже ненадолго.
Мы, сообщество педагогов-психологов Таврического района, пришли к выводу, что помочь преодолеть трудности может эффективная система психолого-педагогического сопровождения учащихся сети профильного обучения. Была создана программа сопровождения, стратегия которой предполагает повышение компетентности педагогов, родителей, учащихся – для того чтобы и в школе, и дома ребенку могли оказать грамотную помощь и поддержку, чтобы все участники образовательного процесса были готовы к новому. Ведь неизведанное страшит, вызывает тревогу, а потому к восприятию нового нужно готовиться. Технологии работы различны и широко известны, наиболее востребованными и, соответственно, эффективными являются технологии развивающей диагностики, тренингов личностного, профессионального роста, консультирования по проблемам социально-профессионального развития и так далее. Главное – все должно быть разумно и вовремя. Поскольку перенасыщение приносит вред худший, чем голод, как сказал философ.
В программе мы старались учесть особенности психики всех участников сети профильного обучения, потому программа включает в себя несколько разделов.
Во-первых, профессиональное просвещение. Кто предупрежден, тот вооружен. Информирование по вопросам, необходимым для осознанного выбора профиля обучения, профессионального самоопределения – важная часть программы. Хороши все формы, в том числе деловые игры, ярмарки профессий, элективный курс для учащихся «Мой выбор», семинарские занятия для педагогов, родительский университет по вопросам сопровождения учащихся сети.
Во-вторых, диагностика. Она направлена на выявление того, к чему «в душе стремленье есть»: личностных особенностей, позволяющих определить профессиональную направленность человека, положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности.
В-третьих, профессиональный отбор учащихся, которые с большей вероятностью смогут успешно освоить данный профиль. При этом право окончательного выбора профиля остается за учащимися и их родителями.
В-четвертых, адаптация к профильному обучению. Несмотря на то, что, как известно, привычка свыше нам дана, привыкаем мы все по-разному и в разные сроки. Даже к хорошему…
И наконец – личностное развитие. Профессиональное обучение в сети призвано не столько давать знания, умения и навыки, сколько развивать стремление к самореализации.
Программа сопровождения действует третий год и дает положительные результаты. Так, в 2006 году 94 процента выпускников сети поступили в выбранные ими учебные заведения. 97 процентов этого года имеют четкий профессиональный план. Реализуя его, все они углубленно изучают необходимые предметы в профиле. Кроме того, 18 процентов учащихся принимают активное участие в работе научного общества учащихся, 61 – занимаются дополнительно на элективных курсах.
Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, руководитель методобъединения психологов Таврического района, Омская область
Комментарии