Екатерина Александровна Пологутина владеет беспроигрышной, “в десятку” технологией, которая позволяет в пять минут знакомства с совершенно незнакомым классом узнать, как каждый “дышит” – “слышит”, и заговорить на его языке.
Нет, она вовсе не изобретала велосипед. Идею Пиаже “идти от структуры мышления” привезла с психологических курсов Новгородского центра развития образования (кстати, сама закончила факультет психологии и педагогики развития Новгородского педуниверситета). Согласно авторской квалификации структура нашего мышления делится на пять подструктур или кластеров. В зависимости от доминирующего преобладает тот или иной тип мышления.
Поэтому Пологутина разбивает класс на рабочие группы не по принципу “сильных” – “средних” – “слабых”, а по типу мышления.
…Второклассники 1004-й столичной школы “проходят” прямоугольник. Из ряда геометрических фигур, помеченных на доске разноцветными кружками, предлагается выбрать лишнюю. Выбрав, тут же бегут за своими квадратиками, прикалывают вместо значков. Цвет играет тут совсем не главную роль – учительнице сразу видно, кто из какой “стаи”, кто быстрее договорится друг с другом.
Ну а дальше – правило. Чтобы не сводить все к эмпирическому восприятию, прежде нужно вывести определение прямоугольника, выделить его свойства. А потом уж соотносить геометрическую фигуру с определением.
Понятно, что эту технологию можно продемонстрировать на русском и литературе, природоведении. Но нагляднее всего – на математике. Что мы и увидели на конкурсном уроке.
Елена КОМАРОВА
Комментарии