search
main
0

Новейшая история 5-й школы

28 сентября, в последний день испытаний первого тура, учителя прощались с гостеприимными хозяевами 5-й школы, а перед этим проходили последние «экзамены» – беседовали с родителями и ученикам. Беседа с учениками – пожалуй, одно из самых интересных конкурсных заданий.

Во-первых, проходит оно почти в режиме импровизации – ведь темы ребята выбирают сами, правда, не из головы, а из предложенного списка… Во-вторых, школьники своими высказываниями по-настоящему украсили эти мини-классные часы. В некоторых случаях, как полушутя говорили члены жюри, трудно было понять, кто кого учит: учитель детей или ученики конкурсанта-педагога?

Напомню, какие темы видели перед собой ребята накануне общения с «пеликанами»:

Взаимоотношения детей и родителей.

Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?

Милосердие… Нужно ли оно в наше время?

Зависит ли будущее от меня?

Есть ли герои в нашем времени?

Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

Как строить отношения с теми, кто на нас не похож.

Естественно, что разговор на одну и ту же тему, проведенный с младшеклассниками и учениками выпускного класса, выглядел абсолютно по-разному.

Учитель начальных классов Лариса Манилова из Астраханской области, получила от четвероклассников просьбу поговорить о милосердии. Оказалось, что ребята не так уж мало знают об этом. На вопрос, почему дети выбрали эту тему, мальчик сказал: «Милосердия в мире почти нет. Нужно ли оно?». «А что такое милосердие?», – спросила Лариса Александровна. Ребенок ответил: «Милое сердце». Девочка попыталась дать определение: «Милосердие – это помощь ради помощи, не корыстная». А цитата из Леви: «Подать доллар бродяге, выходя из супермаркета, – дело пустяковое и ничего не значит. Только когда даешь то, чего у тебя самого мало, даешь по-настоящему» вызвала целый поток детских комментариев. Затем ребята с интересом выбирали эмоции, которые Лариса Манилова написала на листочках. Нужно было понять, с какими можно жить, а с какими нельзя. С молчаливостью жить трудно, с гневностью нельзя. С активностью можно, с доверчивостью не всегда, а со злостью точно невозможно. С радостью нужно жить, а со стеснительностью не всегда удобно.

Совсем по-другому, конечно, говорили на ту же тему одиннадцатиклассники. Ведь это взрослые люди, и вопрос, подойти ли к упавшему на улице человеку, проявить милосердие, или это будет небезопасно, они рассматривают по-взрослому. В конце разговора они спросили своего педагога на двадцать минут, учителя русского языка и литературы из Вологды Вячеслава Вахрамеева: «А как вы сами относитесь к милосердию?», и он откровенно ответил, что не знает, помог бы он человеку в такой ситуации, подошел бы. Откровенны были и сами ребята. Когда Вячеслав Вячеславович попросил их оценить фразу: «Милосердие противоестественно, потому что помогает выжить ничтожнейшим»?», несколько ребят с ней согласились – есть законы конкуренции в обществе, в конце концов. Девочки вспомнили Спарту, и сказали, что сейчас другие времена. Разговор разгорелся. За активную работу конкурсант решил поблагодарить ребят своеобразным подарком. Он попросил их заполнить листики с графами: «Я понял», «Я хочу», «Я смогу» по только что прошедшему разговору. Пообещал, что никто эти листки не прочитает. И сдержал обещание. Когда ребята сдали работы, Вячеслав Вахрамеев положил их в обложку под названием «Книга наших мыслей» и попросил продолжать ее весь 11-й класс, прочитать на пороге выпуска.

Конечно, разницу в подходах к разработке той или иной темы задает, в первую очередь, учитель. «Жизнь виртуальная и жизнь реальная». Эту тему можно подавать по разному все 75 раз – по количеству участников. Учитель математики и физики из Магаданской области Ирина Аникина опиралась на тесты и дискуссию, ее задачей было четко показать детям, с одной стороны, плюсы от общения с компьютером и интернетом как среды для общения и, с другой стороны, так же остро представить минусы. Первый тест, который она предложила десятиклассникам, назывался «Мир реальный и мир виртуальный» – по нему старшеклассники должны были определить, кто из них «виртуальщик», а кто «реальщик». Потом ребятам предложили высказать в двух группах свое мнение – что хорошего в виртуальной, а что в реальной жизни? При этом ученик, который говорил аргумент, противоположный высказанному ранее, просто подбрасывал в воздух шарик-трансформер и тот менял цвет, а спор не предполагался. Тема слишком сложна, чтобы проблема, в ней заложенная, предполагала однозначное решение. Там, юноша уверен: «Компьютер должен быть средством. Экстремальная жизнь в реальности намного интереснее, чем компьютерная». Девочка заметила: «Зато виртуальный экстрим безопасней». Вывод был сделан в духе заданного с самого начала разговора тона. Ирина Аникина уверена – право выбора за самими ребятами. Нужно только помнить, что без компьютера не обойтись, не стоит выбрасывать его в окошко. Но хорошо, когда люди смотрят друг другу в глаза. Закончился разговор еще одним тестом: «Машина времени вернула вам на 20 минут назад. Вы это время проведете с нами или поиграете за компьютером?». Все ребята остались с Ириной Аникиной.

Первый тур завершился, пришла пора прощаться с гостеприимными хозяевами – учителями и учениками 5-й магнитогорской школы. Прощание всегда грустно, но столько радостных моментов связано с этими стенами, столько открытий и встреч с умными школьниками, доброжелательными коллегами, открытыми родителями произошло, что печалиться просто не получается. Участники конкурса выходят на сцену и показывают веселую сценку, посвященную тому, как учителя приехали в Магнитогорск и напряженно, круглосуточно готовились ко всем четырем испытаниям первого тура. Все дружно хохотали, особенно когда на сцену вышел конкурсант в образе Алисы из Страны чудес, навеянном мастер-классом учителя года России-2009 Наталии Никифоровой. Затем учителя всей страны исполнили песню-посвящение школе и подарили книгу директору 5-й школы Наталье Бронеславовне Дедовой.

А сколько теплых слов, пожеланий прозвучало в адрес самих «пеликанов»! Представители всех трех учредителей выступали с одной мыслью – как радостно быть причастными к конкурсу.

Лариса Шмелькова, зам. начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ, сказала: «Мне повезло, что я была членом жюри и могла непосредственно окунуться в атмосферу конкурса, пообщаться с участниками. Пять дней первого тура были необыкновенно длинными в силу своей насыщенности и вместе с тем сжатыми в одну точку в силу огромной эмоциональной напряженности».

Елена Елшина, главный специалист Общероссийского профсоюза образования, призналась: «Для нас, профсоюзных работников, это уникальная возможность быть среди вас, узнавать больше о вас и помогать, если потребуется».

Ирина Димова, первый зам. главного редактора «Учительской газеты» начала с импровизированного шуточного стихотворения: «В эту школу номер пять Мы хотим придти опять». И обратилась к директору: «Наталья Брониславовна, замечательная у вас школа, прекрасная. Для нас, «Учительской газеты», это новые обретения, новые друзья, новые единомышленники – весь педагогический коллектив 5-й школы. Нам не хочется прощаться с вами. Мы расстаемся ненадолго».

Выступали руководители жюри метапредметных групп.

Обратился к конкурсантам и начальник управления образования Магнитогорска Александр Хохлов: «Конкурс – это объединение всего педагогического сообщества. Этого нам порой не хватает. Не хватает этой дружбы. Желаю вам, уважаемые коллеги, в преддверии нашего праздника быть такими же открытыми, творческими, задорными, веселыми, а главное профессионалами».

А еще с конкурсантами прощались ученики, учителя школы, которые гордятся: «Нам выпала честь назвать себя коллегами элиты российской педагогики». Директор Наталья Бронеславовна говорила очень искренне и нежно: «Дорогие друзья, вы действительно стали нам дороги. Мы даже не ожидали. Вы теперь нам просто родственники. Вы оставили нам свои адреса, так что будем дружить домами, семьями. Пять дней в школе был праздник ума, добра. Сегодня началась новейшая история нашей школы. То, что случилось сегодня – это открытие всех нас, всех вас. Мы не прощаемся, мы говорим до свидания».

Наталья Дедова закончила свое выступление несколькими веселыми, но абсолютно реальными историями из жизни конкурсантов:

«Две шестиклассницы встретились после уроков. «Ты на каком уроке была?» – «Да не знаю, на каком-то ЖКХ» (имелось в виду МХК)».

Дежурная на втором этаже. К ней подходит конкурсантка, просит: «Мне нужна вода к уроку». – «Будет!» – «А еще мне нужен песок». – «Конечно, мы все достанем, принесем». –  «Ой, вы знаете, мне нужен керамзит». – «Кончено, принесем! А что это такое?..».

«Идет родительское собрание. Конкурсант, усадив родителей кружком,  говорит: «Уважаемые родители, я хочу задать вам первый вопрос: у кого из вас есть дети?».

Прижимая к груди подарки от школы – уральский камень, украшенный изображением пеликана, – конкурсанты поехали снимать стресс в ледовый Дворец «Арена-металлург». А там, надев коньки, они оставляли прямо на льду все негативные эмоции, накопившиеся за время первого тура.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте