search
main
0

Новая страница школьной жизни

Пособия серии «ВПР. Типовые задания» помогут справиться с подготовкой на «отлично»

В конце 2019 – начале 2020 года новая коронавирусная инфекция COVID-19 бросила вызов человечеству и заставила его измениться. Особенно стремительно и кардинально менялась сфера образования. Во избежание распространения инфекции внутри страны учащиеся и преподаватели всех учебных заведений – от школы до вуза – оказались на самоизоляции и перешли на дистанционный режим работы. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Ведь к такому ходу событий не были готовы ни школы, ни ученики, ни тем более родители. Проблемы качества обучения и способов его организации стали еще более актуальными и острыми. Введение дистанционного обучения и вынужденная перезагрузка не могли не отразиться на качестве усвоения школьниками учебного материала.

Наступает весна, а вместе с весной подходит к концу учебный год. Всем ученикам 4‑х классов предстоит стать выпускниками начальной школы и сделать первый шаг в новую часть школьной жизни – написать ВПР.

В условиях пандемии и дистанционной работы для многих участников образовательного процесса ВПР звучит немного волнительно… И немного страшно… Чем ближе сроки проведения всероссийских проверочных работ, тем больше вопросов возникает у родителей и детей.

Зачем нужны ВПР в четвертом классе? Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы. Проведение этих работ позволяет оценить уровень знаний учеников по предметам, выявить пробелы, скорректировать дальнейшую работу.

Как формируются задания и как проводятся ВПР? Всероссийские проверочные работы проводятся одновременно по всей России. Задания одни и те же для всех школ, и разработаны они специалистами федерального уровня.

С образцами и описаниями проверочных работ для проведения ВПР можно ознакомиться на сайте организации, разрабатывающей всероссийские проверочные работы. Это Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), ссылка на сайт: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/.

Стоит ли волноваться и волновать ребенка и можно ли подготовиться к этому событию? ВПР – это не экзамен, а обычная, плановая контрольная работа, и относиться к ней надо спокойно. А вот подготовиться к ВПР очень даже нужно! Для многих родителей и школьников всероссийские проверочные работы уже стали привычными. Но для тех, кто сейчас учится в 4‑м классе, они пройдут в первый раз и поэтому будут в новинку.

Вместо привычной тетради для контрольных работ у ребят будут бланки формата А4 с кодами и непонятными полями для отметок. Задания будут размещены на нескольких листах, да и формулировки некоторых заданий ВПР могут отличаться от привычных, размещенных в школьных учебниках.

Именно поэтому необходимо предварительно ознакомить обучающихся со структурой и содержанием всероссийских проверочных работ, узнать о количестве заданий, их форме и уровне сложности, отработать алгоритм заполнения бланков.

Для успешной подготовки к ВПР в начальной школе нужны учебные пособия, предоставляющие качественный и разнообразный материал. Такими учебными пособиями являются книги издательства «Экзамен» серии «ВПР. Типовые задания», которые прошли экспертизу ФИОКО.

Данные учебные пособия выпускаются в трех форматах, по каждому предмету – «ВПР. Русский язык», «ВПР. Математика», «ВПР. Окружающий мир» – и рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.

Сборники ВПР небольшие, поэтому с их помощью можно быстро помочь четвероклассникам подготовиться к проверочной работе.

Каждое пособие имеет несколько составляющих: предисловие, где содержится пояснение к каждому варианту проверочной работы, четкая инструкция по выполнению заданий, сами задания, приложение с системой оценивания проверочной работы, ответы и решения. Эти составляющие дают возможность всем участникам образовательного процесса с легкостью организовать работу с данным учебным пособием.

Так, подробные пояснения к каждому виду ответов и критерии оценивания позволяют учителю, ученику и родителю объективно отнестись к результату работы, выявить недочеты и пробелы, скорректировать дальнейшую работу. Все инструкции написаны простым и понятным языком, это дает возможность школьникам самостоятельно готовиться к ВПР, а удобный формат позволяет использовать пособие в качестве рабочей тетради.

«ВПР. Русский язык. Типовые задания» за курс начальной школы под редакцией Е.В.Волковой, Н.И.Ожогиной, А.В.Тарасовой. В пособие вошли 10 вариантов, каждый вариант состоит из двух частей и включает 15 заданий.

Первая часть содержит три задания. Первое задание проверяет умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Второе и третье задания предполагают знание основных языковых единиц и направлены на нахождение в тексте предложений с однородными сказуемыми, на определение грамматической основы предложений, их графическое обозначение на письме и определение частей речи.

Вторая часть работы содержит 12 заданий. Задание 4 проверяет владение орфоэпическими нормами русского языка. Большое количество вариантов данного задания дает возможность обучающимся запомнить трудные случаи ударения в словах.

Задания 6‑14 выполняются по прочитанному тексту и направлены на выявление уровня читательской грамотности школьников, понимания и анализа обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации. Наиболее сложными для четвероклас­сников являются задания по определению и формулированию главной мысли текста, составлению плана и построению речевого высказывания заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме.

Вариативность заданий в пособии «ВПР. Русский язык. Типовые задания» поможет учителю и родителям уделить достаточно времени для отработки навыков работы с текстом. Умение распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании текст и подбирать синонимы потребуется при выполнении заданий 9 и 10.

В качестве материала для морфемного анализа слова разработчики пособия предлагают анализ структурной схемы слова и выявление всех имеющихся в слове морфем. Задания 12‑14 проверяют уровень умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Последнее задание проверяет умение обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме на основе пословиц и собственного жизненного опыта.

Хотелось бы отметить, что все тексты в учебном пособии подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся, информация в текстах понятна и интересна.

«ВПР. Математика. Типовые задания» за курс начальной школы под редакцией Е.В.Волковой, Р.В.Бубновой. В пособие вошли 10 вариантов, составленных в соответствии с ФГОС, каждый вариант содержит 12 заданий.

В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решение арифметическим способом учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью, в заданиях 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.

Задание 4 проверит умение читать, записывать и сравнивать величины. Умение исследовать, распознавать, строить геометрические фигуры с заданными измерениями, а также находить площадь фигуры проверяется заданием 5. Далее идет задание, которое основано на умении работать с таблицей, анализировать данные, сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц.

Продемонстрировать свои умения извлекать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами обучающиеся смогут, выполнив задание 10. Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. Последнее задание одно из самых сложных, оно требует уметь решать логические задачи в несколько действий.

Нужно сказать, что ВПР по окружающему миру – это самая интересная работа для четвероклассников. В пособие «ВПР. Окружающий мир. Типовые задания» за курс начальной школы под редакцией Е.В.Волковой, Г.И.Строевой вошли 10 одинаковых по уровню сложности вариантов.

Каждый вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий. Задания первой части направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися сведениями об особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

Теоретические и практические задания проверяют знания по зоологии, ботанике, географии, краеведению и анатомии. Дополнительное время нужно посвятить формированию навыков работы с картами полушарий и природных зон России, а также с условными обозначениями погоды и таб­лицей прогноза погоды.

Формулирование правил поведения на основе приведенных знаков и символов, презентация информации о родном крае, определение значимых дат и государственных праздников, анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую форму – все эти задания, основанные на жизненном опыте ребенка, полученном в различных ситуациях, предполагают умение аргументировать свою точку зрения и давать развернутый ответ.

Самое интересное и в то же время самое трудное задание связано с описанием эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста информацию, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения.

Большое количество вариантов данного задания даст возможность обучающимся систематизировать свой опыт экспериментальной деятельности. Всероссийские проверочные работы стартуют уже 15 марта. Благодаря совместной работе авторов Е.В.Волковой, Н.И.Ожо­гиной, А.В.Тарасовой, Г.И.Стро­евой, Р.В.Бубновой – команды учителей города Москвы – учебные пособия серии «ВПР. Типовые задания» в начальной школе являются хорошими помощниками при подготовке к всероссийским проверочным работам как для учителей и учеников, так и для их родителей.

Главное в этом деле – спокойствие, уверенность и, конечно, знания. А если знания слабоваты, то еще не поздно все исправить.

Наталья АЛЯМКИНА, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №5, Пыть-Ях, ХМАО – Югра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте