В Свердловской области переход на новую систему оплаты труда практически завершен: 70 муниципальных образований считают деньги по-новому, оставшиеся три освоят НСОТ в начале следующего года. Средняя заработная плата в системе образования области выросла на 9 процентов и с учетом классного руководства составляет 16,5 тысячи рублей в месяц, что сопоставимо со средней заработной платой в промышленности – 17,5 тысячи.
Артисты разыгрывали на театральном капустнике смешную сценку. Эпизод первый: доярка идет на работу. С трудом вытаскивает сапоги из грязи. Сокрушается: какие ее подопечные худосочные, а молочные струйки слабые… Эпизод второй: начальник фермы выступает на собрании. Он откровенен: «У нас большие проблемы с кормами и с организацией рабочего места доярок». Эпизод третий: районный руководитель докладывает о выявлении некоторых недостатков. Эпизод четвертый: область принимает оптимистическое постановление «О дальнейшем совершенствовании коровьего дела». Россия – страна лингвистической реальности: ситуация одна, но как по-разному подана! Я вспомнила эту сценку из театрально-сельскохозяйственной реальности, когда собирала информацию о внедрении НСОТ. Как выглядят симпатичные итоговые цифры в отдельно взятых школах?
Двадцать шестой – лишний
Год назад новую систему начисления заработной платы многие педагоги воспринимали как некую страшилку: что будет – неизвестно, поэтому страшно. «Неуспешные школы закроются, а мы познакомимся с биржей труда…» Опасения оказались преувеличенными, процесс в целом прошел спокойно. Ни в одном образовательном учреждении я не услышала о понижении зарплаты учителей. Планируемое повышение действительно произошло. Но…
Гимназия №99 Екатеринбурга – один из лидеров области по числу «стобалльников» по ЕГЭ. В коллективе заметно разочарование: ожидания педагогов не оправдались, зарплата повысилась так незначительно, что многие роста и не заметили. Артемовский район Свердловской области: если в старшем звене учителей можно говорить о существенной прибавке, то в начальной школе – без перемен. Начальник Управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова констатирует: «Смысл изменения системы оплаты труда состоял в принципиальном увеличении зарплаты, что стимулировало бы учителей на работу иного качества. Однако по факту заметного роста нет: ни денег, ни качества».
Руководители образовательных учреждений столкнулись с рядом сложностей при внедрении подушевого финансирования.
Эффект «демографических ножниц». Расчет бюджета следующего года основывается на контингенте учащихся года предыдущего (то есть 2010-й просчитывают по данным 2008-го). В результате образование Екатеринбурга в бюджете наступающего года недополучило более 100 миллионов рублей, так как реальных школьников будет почти на 4 тысячи больше, чем раньше.
Эффект «двадцать шестого ученика». Число 25 признано оптимальным при наполняемости класса. Жесткие нормативные рамки не всегда возможно соблюсти. Если учеников меньше, учитель и получает меньше. Если же учеников больше, хотя бы на одного, этого «лишнего» государство педагогу не оплачивает.
Стимулирует ли стимулирующий?
В полной мере свердловские педагоги значение стимулирующего фонда еще не оценили. В большинстве школ он был создан лишь к концу календарного года, выплаты прошли один раз. Но теперь положенные 10 процентов будут собираться в отдельную копилку постоянно.
Параметры, по которым оценивается и вознаграждается деятельность учителей, в каждом образовательном учреждении разрабатываются самостоятельно. Учитывают, как дети сдают экзамены, участвуют в олимпиадах, насколько педагоги активны в профессиональных конкурсах, имеют ли публикации, инновационные наработки. В екатеринбургской школе №11 в ходу портфолио, и не только учеников, но и учителей. В комиссию по распределению стимулирующего фонда здесь вошли председатель профсоюзной организации, заместители директора, руководители методических объединений. Спрашиваю: «А родители? А общественность?» Директор школы удивляется: «Почему меня не приглашают распределять деньги в банк или в больницу?»
Многие не видят пока возможности создания компетентного общественного органа, способного заниматься распределением стимулирующей части фонда заработной платы. Кое-где в комиссию входят активные родители, но они не знают весь коллектив, выделяют «своих»: эта естественная субъективность не позволяет всецело полагаться на их оценку.
И все-таки стимулирующий фонд способен оправдать свое название. Первые дополнительные к базовым выплаты распространялись на широкий круг учителей и составляли небольшую сумму – 1,5-2 тысячи рублей на человека. Когда же фонд заработает в полную силу, появится возможность поощрять действительно отличившихся и размер поощрения будет значительный. Директор гимназии №99 Элеонора Тихонова отмечает, что даже первые выплаты из стимулирующего фонда вызвали у педагогов много вопросов, споров и интереса – люди хотят проявить себя. Произошло оживление в педагогической среде.
«Оптимизация» не есть «ликвидация»
Когда задаются каверзные финансовые задачки – увеличить зарплату педагогов без увеличения фонда заработной платы (в Свердловской области он вырос лишь на 0,6 процента) – без красиво звучащего понятия «оптимизация» не обойтись. «Оптимизация» читай «перераспределение средств». Оно повсюду произошло за счет отнюдь не представителей администрации, а преподавателей дополнительного образования, социальных работников, психологов, технического персонала.
Екатеринбургская школа №20 находится в Химмаше, это промышленный район со сложным контингентом, в школе немало детей из социально незащищенных семей. Не педагогические изыски, а сама жизнь потребовала в свое время введения в штатное расписание ставок педагога-организатора и социального педагога – их больше нет. Раньше действовало 16 групп продленного дня – остались только для первоклассников. Из 7 ставок кружководов выжила единственная.
В целом по Екатеринбургу число педагогов дополнительного образования в школах сократилось почти вдвое. Некоторых удалось перевести в Дома творчества, однако с нового года их деятельность в значительной мере будет оплачиваться из родительского кармана, который также «худеет». Евгения Умникова подводит итог: «Эти меры приведут к сокращению занятости детей и подростков во внеурочное время, чем это грозит, я думаю, объяснять не надо».
Фактически оптимизация обучения приводит к ликвидации воспитания (если я и утрирую, то не принципиально). При этом воспитательную функцию школы на словах никто не отменял. Как раз наоборот: с высоких трибун звучат призывы к школе полного дня. Простите, но что делать детям в учебном заведении, когда там нет педагогов? Как бы не получилось: одно лечим – другое калечим. Сейчас сэкономим, потом больше потратим на устранение последствий.
Строили, строили – а теперь закроем?
Внедрение новой системы оплаты труда незапланированно совпало с финансовым кризисом. Если бы не глобальные общемировые процессы, школьные нововведения прошли бы легче и эффективнее. Стало сложнее решать каждодневные бытовые вопросы. Обслуживание зданий, ремонт, сигнализация, медосмотры сотрудников – все это оплачивается из муниципальных бюджетов, которые нынче откровенно экономят на школах. Начальник Качканарского отдела образования Людмила Бугуева призналась: «Практически все учебные заведения на приемку перед началом учебного года вышли с косметическим ремонтом за счет родительских средств».
«Молодым» школам полегче: им достаточно освежить стены и начистить полы. Как быть «стареющим»? 99-я гимназия Екатеринбурга находится в здании, построенном больше полувека назад. Ремонт намечен на 2014-й – дожить бы. Обиднее же всего за малокомплектные школы, существование которых оказалось под угрозой. Так, в школе поселка Незевай Артемовского района, ухоженной, благоустроенной, обучаются лишь 45 детей… Если на уровне Федерации не будет решена судьба малокомплектных школ, в том числе сохранение «сельского» коэффициента при начислении заработной платы учителям, Незевайская и подобные ей могут быть закрыты.
Комментарии