Те, кто когда-либо имел дело со строительством, знают, что разориться в наше время можно даже на гвоздях. Однако есть запасливые хозяева, которые еще с добрых старых времен завалили свои подвальчики и погребки дешевыми стройматериалами «про запас». Вдруг понадобится… Школа на 90 мест в селе Коровье Болото, открывшаяся 1 сентября, – самая дешевая из четырех, сданных в этом году в Орловской области. В чем секрет такой малобюджетности?
Понимаете, в свое время удалось достать 300 тысяч кирпичей по 70 копеек за штуку, – пояснил Юрий Филин, начальник районного отдела образования. – А сейчас дешевле, чем за два семьдесят, кирпич не купишь.
– Разница внушительная. И во сколько же обошлось строительство?
– По предварительным подсчетам – около 20 миллионов.
Разумеется, финансовая сторона вопроса – не самая главная. Просто сделали детям подарок на 1 сентября. И дети это оценили. Они в восторге.
– Непередаваемое ощущение, – только и нашлась что сказать десятиклассница Оля Трифонова.
– Удивительно красивое здание, только очень большое – весь день боялась, что ничего здесь не запомню, – это впечатление Маши Трофимовой.
Вначале мне показалось, что девочка шутит – в сущности, как можно заблудиться в трех этажах. Однако все познается в сравнении. Узкий (не более двух метров ширины) коридор старой школы и шесть дверей, выходивших в него, помогли мне понять опасения Маши. В самом деле, если в течение девяти лет ходить из класса в класс только по прямой, то холлы и переходы нового школьного здания, которое, ко всему прочему, имеет двухуровневую планировку, покажутся лабиринтами.
– А почему выбрали двухуровневый проект? – поинтересовался я у директора школы Нины Кузьминой.
– Эффективнее используется цокольный этаж. Сами видите, здание располагается на холме.
– А откуда пошло такое странное название вашего села – Коровье Болото?
– Трудно сказать. Ответить на этот вопрос попытался писатель Иван Алексеевич Рыжков, наш земляк. Правда, безуспешно. Единственное, что ему удалось, – это опровергнуть одну из версий возникновения названия – якобы в давние времена здесь утонуло в болоте барское стадо, барин разозлился и переименовал село Успенское в Коровье Болото. Однако это дела давно минувших лет. А я бы предпочла вернуться к дню сегодняшнему и показать вам школу.
Скромная роскошь – так бы я охарактеризовал увиденное. Разумеется, поразили меня не скелеты и пробирки в кабинете биологии и даже не прекрасно оборудованный спортзал, где дети резвились так, как будто никогда прежде не видели матов, брусьев и баскетбольных мячей. Впечатление произвел компьютерный класс, «начинка» которого – восемь пентиумов «Хьюлетт-Паккард» с принтером и акустической системой – потянет тысяч на триста.
– Хорошие машины, – подтвердил учитель информатики Владимир Конев. В свое время он закончил Иссык-Кульский пединститут, а теперь перебрался из Киргизии в Россию, на Орловщину.
Бытует мнение, что предмет «Технология», вытеснив из школьной программы «Труд» и «Домоводство», отучил мальчиков держать молоток в руках, а девочек – шить. Наталья Митина, учитель технологии, совершенно не согласна с такой трактовкой. Открыв дверь с табличкой «Кабинет технологии», я увидел до боли знакомый токарный станок, верстаки с инструментами и швейные машинки – словом, все, с чем мы сталкивались на уроках труда 20 и 30 лет назад. И это правильно. Надо уметь забивать гвозди и подшивать джинсы – в жизни пригодится. Разглядывая детские поделки из дерева, я вдруг вспомнил кабинет технологии одной из московских школ. Его хозяйка почему-то решила, что только конструкторы «Лего» и «Паззл» могут в достаточной степени развить детское пространственное мышление, моторику рук и тактильность. Дети кропотливо собирали пластмассовые детали и даже не догадывались о том, что для резьбы по дереву лучше всего использовать липу, потому что она мягкая и податливая, а древесина груши имеет теплый, почти телесный оттенок…
Ученица 9-го класса Коровьеболотской школы Аня Слащева заняла первое место на Орловском слете ученических производственных бригад: она знала все о разведении крупного рогатого скота и ответила на все вопросы и задания.
– Как это тебе удалось? – поинтересовался я.
– У меня хорошая учительница – Светлана Ивановна Козлова.
– То есть ты на теоретическом уровне постигла сельскохозяйственную науку.
– Да нет, конечно. У нас дома две коровы, свиньи, гуси, кролики, куры и доильный аппарат.
– Вот как! А что ты собираешься делать после школы?
– Мечтаю поступить в аграрный университет на технологию мясо-молочного производства или экономический.
– Почему такой разброс интересов? Наверное, экономический – это все-таки дань моде?
– Просто она любит математику, – вступилась за растерявшуюся Аню Светлана Козлова и повела меня на пришкольный участок:
– Овощами обеспечиваем себя полностью на всю зиму. Морковь, свеклу, лук, капусту собираем по 200-300 килограммов. Картошка, разумеется, тоже своя. Прибавьте к этому зелень, яблоки, помидоры, огурцы. Покупаем у колхоза только мясо и молоко.
…Осень. Связанные снопы в поле. Березка над заводью. Даль туманная, подсвеченная красками гаснущего дня… Картины с пейзажами средней полосы России, вернувшись из Японии с выставки русских художников, оказались в школьном актовом зале. Их автор Николай Швецов решил сделать своеобразный подарок детям на новоселье. Он родом из здешних мест. Кстати, ведет в школе уроки рисования.
Уезжал я из Коровьего Болота со странным ощущением: критиковать нечего и некого. Вот разве что строителей, которые обтрясли все яблони на пришкольном участке. Ситуация, когда закрывают сельскую школу, весьма типична для нашего времени. А вот когда строят новую… Концепция оптимизации сети сельских школ с экономической точки зрения оправданна, но не учитывает, на мой взгляд, одной особенности, характерной для российской глубинки: школа – не только образовательный, но и культурный центр села. Уничтожь его, и… Хорошо, что на Орловщине это понимают и оптимизируют сеть по-своему.
Орловская область
Комментарии